Ценностные ориентации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить ценностные ориентации студентов филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.
Этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты.
2. Рассмотреть понятие ценности в психологической литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА . …...…………………………………...6
1.1. Понятия ценностных ориентаций ….…………………………...…..6
1.2. Психологическая характеристика студента………………………..11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТ …………………………………………………...16
2.1. Подготовка проведения исследования……………………………...16
2.2. Анализ полученных результатов….…………………….…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая версия.doc

— 173.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА

ФАКУЛЬТЕТ: БИОЛОГИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Ценностные ориентации студентов

 

                                                                        

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила студентка 863 группы

Галяков

 

                                  ____________________

                                                  (подпись)

Научный руководитель:

Бильданова Виля Рустемовна

                                           ____________________

                                                

                                                   (подпись)

Курсовая работа защищена

«____» ___________________ 2012 г.

                                                                               Оценка:

 

 

 

 

                                            ЕЛАБУГА – 2012 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………...…………………….3

Глава I.   Теоретические основы изучения ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА . …...…………………………………...6

         1.1. Понятия ценностных ориентаций ….…………………………...…..6

1.2. Психологическая характеристика студента………………………..11

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТ …………………………………………………...16

2.1. Подготовка проведения  исследования……………………………...16 

2.2. Анализ полученных результатов….…………………….…………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23

Литература………………………………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………......

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема исследования ценностных ориентацией у студентов  остается актуальной, так как, во –  первых, нет единого подхода к  трактовке понятия ценностных ориентацией; во -  вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально – психологических и психолого – педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально – типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхов, Е.К. Кипрянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие[5].

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «… - это ведущий  мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни»[11].

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы  ценностных ориентаций, оказывающей  влияние на становления характера  и личности в целом. Это связано  с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминирует ее поведение[1].

Ценностные ориентации ­ сложный социально- психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности[19].

         Объектом данного исследования является студенты 4 курса биологического факультета заочного отделения количеством 22 человека.

Предметом данного исследования является ценности ориентации.

Цель данной работы выявить  ценностные ориентации студентов  филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.

         Этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты.
  2. Рассмотреть понятие ценности в психологической литературе.
  3. Изучить психологическую характеристику студентов.
  4. Подобрать методику для исследования ценностных ориентации у студентов.
  5. Провести анализ результатов и сформулировать выводы.

Практическая значимость данной работы обусловленная возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с исследованием ценностных ориентаций студентов.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

    1. Понятие ценностных ориентаций

Понятие "ценность" широко используется в современных  общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражения в сознании индивида специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека [2].

       ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (англ. value orientations) — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) социальных ценностей. В социологических концепциях ценностных ориентаций нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения[5].

Немов Р.С. под ценностными  ориентациями понимает то, человек  ценит в жизни, чему он придает  особый, положительный смысл[13].

Е.С. Волков определял  ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности[7].

Понятие «ценность» его  психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических  явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью», А.И. Божович «жизненной позицией», А.Н. Леонтьев «значение» и «личностным смыслом», В.Н. Мясищев «психологическими отношениями»[10].

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную структуру – функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках[16].

Цена – это всегда нечто внешнее, распространяется за пределами субъекта, то, что приобретается  из вне. Ценность располагается в  самом субъекте, не приобретается, а  рождается и функционирует благодаря усилием субъекта[9].

Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть понятие  как «личность».

Р.С, Немов под «личностью»  понимает понятие, обозначающее совокупность  устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность[13].

Личность – это  совокупность выработанных привычек и  предпочтений, психический настрой  и тонус, социокультурный опыт и  приобретенные знания, набор психофизических  черт и особенностей человека, его  архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия[20].

           Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития.

Представляется очень  важным определиться в понимании  природы ценностных ориентации. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром с точки зрение содержания, ценностные ориентации – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно[15].

В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный.

К субъективному аспекту  можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворения собой, духовное развитие, самопознание, воспоминая и грезы.

Интернациональный аспект ценностные ориентации – это всё ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди.

В объективном аспект ценностные ориентации включается: достижения материальных благ и ценных вещей, быт, социальная блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ценностных ориентации характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, то есть всё то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного   уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ценностные ориентации пронизывает три регуляции личности поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) – детерминация, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание добра и зла, идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознание цели и смысла бытия. Например, стать конструктором космических кораблей, как С.П. Королев, или открыть неизвестный ещё физический закон.

Таким образом, именно через  воображение, единство интеллекта и  аффекта – идет трансформация, изменения и детерминация ценностей и поведения человека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика между тем, что для человека важно и желательно и тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни.

Подводя итог рассмотрению структуры ценностные ориентации как психологического механизма регуляции поведения человека отметим, что три уровня детерминации поведет (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия Человека с Миром или с ближайшим социальным окружением(субъективном, объективном и интернациональным) находится во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия. На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. На уровне отдельных перспектив – это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможней деятельности, целей, вещем. На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей.

Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношения к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период  между старшим подростковым и началом юношеского возраста[21].

Для определения эффективности  формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей.  Результатом здесь является умение  формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается  усвоенным, если подросток полностью  овладел содержанием понятия,  его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

Информация о работе Ценностные ориентации студентов