Ценностные ориентации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить ценностные ориентации студентов филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.
Этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты.
2. Рассмотреть понятие ценности в психологической литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА . …...…………………………………...6
1.1. Понятия ценностных ориентаций ….…………………………...…..6
1.2. Психологическая характеристика студента………………………..11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТ …………………………………………………...16
2.1. Подготовка проведения исследования……………………………...16
2.2. Анализ полученных результатов….…………………….…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая версия.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

2. Дифференциация ценностей  - умение подростков производить ценностный выбор.

          3.Действенность ценностных ориентации [22].

          Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии[25].

    1. Психологическая характеристика студента

Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Ученые дают разные возрастные рамки этого  периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16–17 лет), юность – от 17 до 20 – 23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25 лет)[8].

Психологическое содержание этого этапа связано с развитием  самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Юность, по-мнению В.И. Слободчикова, – завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное, построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [17].

Важнейшую роль в формировании целостной личности в этот период играет "Я-концепция". Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе[24].

   Каждый человек  имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Для юношеского возраста характерной особенностью является устремленность в будущее[3].

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла[10].

        Путь в студенты" начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью[14].

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах  и среднего учебного заведения. В  Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин "студент" стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся[7].

Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое  студенчество было крайне неоднородно  как в социальном, так и в  возрастном отношениях. С развитием  капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в XIX - начало XX вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни[12].

Анализ социальной структуры студентов  педагогического института важен  в аспекте социальной справедливости, так как показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, то есть с точки зрения выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.

Но есть еще и социокультурный  аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых  для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и так далее. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие - менее конкурентоспособными.

Сейчас ВУЗ для большинства  школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.

Несомненно, что успех  работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

Выбор будущей профессии  всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного  самоопределения, нахождения будущим  специалистом своего призвания. Критерием  его эффективности оказывается  удовлетворенность своим делом  и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.

Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи, особенно до перехода от обучения к  профессиональной деятельности, вполне естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса возникают условия, порождающие широкое распространение среди молодежи социального и профессионального инфантилизма.

Очевидно, что в молодости  человек строит жизненные планы  на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный "временной локус" системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности, которой выступает будущее, настоящее или прошлое.

Таким образом, становление  ценностных ориентаций тесно связано  с развитием направленности личности.

В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. В этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим  органом, механизмом личностного роста  и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей, которые мы рассмотрим[25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТЕЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

2.1. Подготовка проведения  исследования

         При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в чисто респондентов были включены испытуемые в количестве 22 человек, студенты биологического факультета ЕФК(П)ФУ г. Елабуга. В период с 21.03.12 по 30.03.12 г. мы провели исследование для выявления ценностных ориентаций студентов.

          Возраст испытуемых студентов 4 курса от 19 до 28лет.

          Исследования проводилась по  методике М. Рокич «Ценностные  ориентации».

М. Рокич различает  два класса ценностей:

терминальные – убеждения  в том, что конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться;

инструментальные – убеждение в том, что какой -  то образ или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению ценности – цели и ценности – средства.

Респонденту представлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. В начале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

 Им давалась  следующая инструкция: "Сейчас вас будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни"[8].

            Время выполнения – не более 15–20 минут.

Анализ полученных результатов  позволил нам узнать ценностные ориентации студентов.

2.2. Анализ полученных  результатов

            Для достижения поставленной  цели нами была использована  методика М. Рокич, для определения  ценностных ориентаций студентов.  Результаты представлены в приложение 2. Данные по обработке результатов представлены в таблице 1.

                                                                                                            Таблица 1(а)

Выраженность  ценностей.

Ранг

ценности

Терминальные ценности

Средний бал

1

Здоровье

3,2%

2

счастливая семейная жизнь

5,6%

3

Любовь

5,9%

4

материально обеспеченная жизнь

6,3%

5

наличие хороших и  верных друзей

7,3%

6

Развитие

8,8%

7

продуктивная жизнь

9,2%

8

жизненная мудрость; развлечение

9,4%

9

Познание

9,5%

10

активная деятельность жизни; свобода

10,7%

11

уверенность в себе

11,5%

12

красота природы и  искусства; общественное призвание

11,9%

13

Творчество

12,5%

14

интересная работа

12,7%

15

счастье других

13,4%


 

 

 

Таблица 1(б)

Ранг ценности

Инструментальные ценности

Средний бал

1

Честность

6,2%

2

жизнерадостность; образованность 

6,9%

3

твердая воля

7,4%

4

Терпимость

7,5%

5

широта взглядов

8,4%

6

Самоконтроль

8,6%

7

Независимость

9,2%

8

Чуткость

9,4%

9

Рационализм

9,5%

10

аккуратность; ответственность

10,1%

11

Воспитанность

10,2%

12

непримиримость к недостатком в себе и других

11%

13

смелость в отстаивание  своего мнения, взглядов

11,6%

14

высокие запросы

12%

15

Исполнительность

12,5%

16

эффективность в делах

14,4%


 

Анализ ценностных ориентаций студентов 4 курса позволил выявить  следующее: первое место в списке значимых терминальных ценностей испытуемых занимает – здоровье (физическое и психическое) – 3,2%.

 Второе место для респондентов занимает счастливая семейная жизнь

– 5,6%.

На третьем месте находится любовь, это ценность стала значимой для 5,9% испытуемых.

Четвертое место занимает материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 6,3%.

На пятом месте находится  такая ценность, как наличие хороших и верных друзей – 7,3%.

На шестом месте находится развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) – 8,8%.      

Информация о работе Ценностные ориентации студентов