Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа
Цель данной работы выявить ценностные ориентации студентов филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.
Этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты.
2. Рассмотреть понятие ценности в психологической литературе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА . …...…………………………………...6
1.1. Понятия ценностных ориентаций ….…………………………...…..6
1.2. Психологическая характеристика студента………………………..11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТ …………………………………………………...16
2.1. Подготовка проведения исследования……………………………...16
2.2. Анализ полученных результатов….…………………….…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….26
На седьмом месте у студентов находится продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 9,2%.
Восьмое место у студентов 4 курса разделили такие ценности как:
- жизненная мудрость ( зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- развлечения (приятное, необременительное времяпровождения, отсутствие обязанностей). Они составили 9,4%.
На девятом месте у респондентов занимает познание (возможность расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие) – 9,5%.
Десятое место по предпочтению
студентов разделили такие
- активная деятельность
жизни (полнота и
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). Эти ценности явились значимы для 10,7% испытуемых.
На одиннадцатом месте у опрошенных уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) – 11,5%.
Двенадцатое место разделили такие ценности как:
- красота природы и
искусства (переживание
- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). Они стали значимы для 11,9% испытуемых.
На тринадцатом месте у студентов 4 курса стоит творчество (возможность творческой деятельности) – 12,5%.
На четырнадцатом месте у опрошенных стоит интересная работа – 12, 7%. И на пятнадцатом месте у респондентов занимает счастье других (благосостояния, развитие и совершенствования других людей, всего народа, человечества в целом) – 13,4%.
Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли:
- честность(правдивость, искренность), она являлась значимой для 6,2% испытуемых;
Второе место разделили такие ценности как:
- жизнерадостность (чувство юмора);
- образованность (широта знаний, высокая общая культура).Они стали значимыми для 6,9% испытуемых.
- твердая воля(умения
настоять на своем, не
На четвертом месте терпимость (к взглядам и мнениям других, умения прощать другим их ошибки и заблуждения) стала значимой для 7,5% испытуемых.
На пятом месте для респонденто
Шестое место у студентов занимает самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) – 8,6%.
На седьмом место у опрошенных стоит независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 9,2%.
Восьмое место чуткость (заботливость). Она стала значимой для 9,4% студентов 4 курса.
На девятом месте у опрошенных стоит рационализм (умения здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – 9,5%.
Десятое место разделили такие ценности как:
- аккуратность (чистоплотность), умения содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- ответственность (чувство долго, умения держать свое слово).Они приобрели значимость для 10,1% респондентов.
На одиннадцатом месте у студентов стоит воспитанность (хорошие манеры) – 10,2%.
Двенадцатое место у испытуемых занимает непримиримость к недостатком в себе и других – 11%.
На тринадцатом месте у опрошенных стоит такая ценность как – смелость в отстаивание своего мнения, взглядов – 11,6%.
На четырнадцатом месте у студентов стоит высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) – 12%.
На пятнадцатом месте у респондентов стоит исполнительность (дисциплинированность) – 12,5%.
На шестнадцатом месте у испытуемых стоит эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 14,4%.
Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии терминальных ценностей.
Ценность счастливая семейная жизнь заняла второе место в иерархии ценностей. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количество испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у некоторых из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
.Последнее место в списке терминалах ценностей по результатом исследования занимает «счастье других». К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (13,4%) и является менее значимой из всех обозначенных терминальных ценностей у исследуемых студентов.
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «честность», она является значимой для 6,2% испытуемых. Так как актуализация этой потребности составляет основную базу педагогической профессии.
Второе ранговое место занимают такие ценности как:
- жизнерадостность (чувство юмора). Способность быть жизнерадостным, веселым и заражать своим оптимизмом других, одна из составляющих профессии педагог и является ценным для испытуемых.
- образованность (широта знаний, высокая общая культура). Они значимы для 6,9% респондентов.
Ценность твердая воля является значимой для 7,4% опрошенных.
На последнем месте же стоит такая ценность как эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Это ценность оценена наименьшим количеством баллов (14,4%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему наше внимание привлекли именно ценностные ориентации студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я" в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим структурам личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.
Подобрали методику для исследования ценностных ориентаций студентов.
Провели анализ результатов исследования и сформулировали выводы.
Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность – это значимость для человека чего – то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках[16].
Также нами были изучены: место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития, и дана психологическая характеристика студенчества.
Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов биологического факультета К(П)ФУ г. Елабуга позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей абсолютно доминирует следующие ценности:
Такая потребность как: счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) занимает последнее место – 13,4%.
В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:
На последнем месте же стоит такая ценность как эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 14,4%.
В целом, у студентов четвертого курса вполне сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находится в состоянии внутреннего конфликта.
Полученный данные свидетельствуют
о необходимости уделять
Список используемой литературы
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования. – М.,1979. – с. 34.
2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
3. Баранова Э.А., Шариков А.В. Массово-коммуникационные ориентации студенток педагогических учебных заведений. // Журналистика в 1997; Тезисы научно-практической конференцию. – М., Изд-во МГУ, 1998 с. 51-53.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многокамерная нелинейная система. Психол. журнал. – 1999. - № 5. – с. 38-44.
5. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. – 115 с.
6. Голохова Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественной психологии. – СПБ.: - Питер, 2000. – с. 67.
7. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. – М., 1981. – с.55.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. – с.262
9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – с.95.
10. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – с. 45.
11. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Аккдемия, 1992. – с. 76.
12. Лисовский В.Г. Советское студенчество. – М.: Высшая школа, 1990 г.
13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос, 1998. – 15-67с.
14.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1987, 35 с.
15.Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Мысль 1989. – с. 65.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. – 148с.
17. Толстых А.В. Возраст жизни. – М.: Академия, 1998. – 311 с.
18. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – П.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 25 с.
19. [Исследования ценностных ориентации
студентов. [Электронный ресурс].URL: http://www.bibliofond.ru/view.
20.Понятие личность.[
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
21. Ценностные ориентации студентов педагогических Вузов. [Электронный
ресурс].URL: referat-kursovaya.repetitor.
22. Ценностные ориентации. [Электронный ресурс].
URL: http://studentbank.ru/view.php
23. Ориентации студентов. [Электронный ресурс].
URL:http://revolution.allbest.
24. «Я – концепция» и стили поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. [Электронный ресурс]. URL: psychological.ru›default.aspx (дата посещения 21.03. 2012).
25. Ценностные ориентации молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http: www.bestreferat.ru, (дата посещения 30.04. 2012г).