Ценностные ориентации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить ценностные ориентации студентов филиала К(П)ФУ в г. Елабуга.
Этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты.
2. Рассмотреть понятие ценности в психологической литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА . …...…………………………………...6
1.1. Понятия ценностных ориентаций ….…………………………...…..6
1.2. Психологическая характеристика студента………………………..11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТ …………………………………………………...16
2.1. Подготовка проведения исследования……………………………...16
2.2. Анализ полученных результатов….…………………….…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая версия.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

На седьмом месте у студентов находится продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 9,2%.

Восьмое место у студентов 4 курса разделили такие ценности как:

- жизненная мудрость ( зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- развлечения (приятное, необременительное времяпровождения, отсутствие обязанностей). Они составили 9,4%.

На девятом месте у респондентов занимает познание (возможность расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие) – 9,5%.

Десятое место по предпочтению студентов разделили такие ценности как:

- активная деятельность  жизни (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). Эти ценности явились значимы для 10,7% испытуемых.

На одиннадцатом месте у опрошенных уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) – 11,5%.

Двенадцатое место разделили такие ценности как:

- красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

- общественное призвание  (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по работе). Они стали значимы  для 11,9% испытуемых.

На тринадцатом месте у студентов 4 курса стоит творчество (возможность творческой деятельности) – 12,5%.

На четырнадцатом месте у опрошенных стоит интересная работа – 12, 7%. И на пятнадцатом месте у респондентов занимает счастье других (благосостояния, развитие и совершенствования других людей, всего народа, человечества в целом) – 13,4%.  

Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли:

- честность(правдивость,  искренность), она являлась значимой для 6,2% испытуемых;

Второе место разделили  такие ценности как:

- жизнерадостность (чувство  юмора);

- образованность (широта знаний, высокая общая культура).Они стали значимыми для 6,9% испытуемых.

- твердая воля(умения  настоять на своем, не отступать  перед трудностями) имеет третье место и оказалась значимой для 7,4% опрошенных;

На четвертом месте терпимость (к взглядам и мнениям других, умения прощать другим их ошибки и заблуждения) стала значимой для 7,5% испытуемых.

На пятом месте для респондентов стоит широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) – 8,4%.  

Шестое место у студентов занимает самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) – 8,6%.   

На седьмом место  у опрошенных стоит независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 9,2%.

Восьмое место чуткость (заботливость). Она стала значимой для 9,4% студентов 4 курса.

На девятом месте  у опрошенных стоит рационализм (умения здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – 9,5%.

Десятое место разделили такие ценности как:

- аккуратность (чистоплотность), умения содержать в порядке вещи, порядок в делах;

- ответственность (чувство долго, умения держать свое слово).Они приобрели значимость для 10,1% респондентов.

На одиннадцатом месте  у студентов стоит воспитанность (хорошие манеры) – 10,2%.

Двенадцатое место у испытуемых занимает непримиримость к недостатком в себе и других – 11%.

На тринадцатом месте у опрошенных стоит такая ценность как – смелость в отстаивание своего мнения, взглядов – 11,6%.

На четырнадцатом месте  у студентов стоит высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) – 12%.

На пятнадцатом месте  у респондентов стоит исполнительность (дисциплинированность) – 12,5%.

На  шестнадцатом месте  у испытуемых стоит эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 14,4%.

Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии терминальных ценностей.

Ценность счастливая семейная жизнь заняла второе место в иерархии ценностей. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количество испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у некоторых из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.

.Последнее место в списке терминалах ценностей по результатом исследования занимает «счастье других». К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (13,4%) и является менее значимой из всех обозначенных терминальных ценностей у исследуемых студентов.

В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «честность», она является значимой для 6,2% испытуемых. Так как актуализация этой потребности составляет основную базу педагогической профессии.

Второе ранговое место  занимают такие  ценности как:

- жизнерадостность (чувство юмора). Способность быть жизнерадостным, веселым и заражать своим оптимизмом других, одна из составляющих профессии педагог и является ценным для испытуемых.

- образованность (широта знаний, высокая общая культура). Они значимы для 6,9% респондентов.

Ценность твердая воля является значимой для 7,4% опрошенных.

На последнем месте  же стоит такая ценность как эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Это ценность оценена наименьшим количеством баллов (14,4%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Почему наше внимание привлекли именно ценностные ориентации студентов? В первую очередь наш  интерес определяется тем, что формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я" в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим структурам личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

        В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.

Подобрали методику для исследования ценностных ориентаций студентов.

Провели анализ результатов  исследования и сформулировали выводы.

Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность – это значимость для человека чего – то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках[16].

Также нами были изучены: место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития, и дана психологическая  характеристика студенчества.

Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов биологического факультета К(П)ФУ г. Елабуга позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей абсолютно доминирует следующие ценности:

  1. здоровье (физическое и психическое) – 3,2%;
  2. счастливая семейная жизнь – 5,6%;
  3. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) – 5,9%.

Такая потребность как: счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) занимает последнее место – 13,4%.

В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

  1. честность (правдивость, искренность) – 6,2%;
  2. жизнерадостность (чувство юмора) и образованность (широта знаний, высокая общая культура) 6,9%;
  3. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) – 7,4% .

На последнем месте  же стоит такая ценность как эффективность  в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 14,4%.

В целом, у студентов  четвертого курса вполне сложилась  система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находится в состоянии внутреннего конфликта.

Полученный данные свидетельствуют  о необходимости уделять внимание профессиональной этике в образовательном  процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико – ориентированными. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования. – М.,1979. – с. 34.

2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.

3. Баранова Э.А., Шариков А.В. Массово-коммуникационные ориентации студенток педагогических учебных заведений. // Журналистика в 1997; Тезисы научно-практической конференцию. – М., Изд-во МГУ, 1998 с. 51-53.

4. Бубнова С.С. Ценностные  ориентации личности как многокамерная нелинейная система. Психол. журнал. – 1999. - № 5. – с. 38-44.

5. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. – 115 с.

6. Голохова Е.И. Жизненная  перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественной психологии. – СПБ.: - Питер, 2000. – с. 67.

7. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. – М., 1981. – с.55.

8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. – с.262

9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – с.95.

10. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – с. 45.

11. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Аккдемия, 1992. – с. 76.

12. Лисовский В.Г. Советское студенчество. – М.: Высшая школа, 1990 г.

13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос, 1998. – 15-67с.

14.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1987, 35 с.

15.Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Мысль 1989. – с. 65.

16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. – 148с.

17. Толстых А.В. Возраст жизни. – М.: Академия, 1998. – 311 с.

18. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – П.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 25 с.

19. [Исследования ценностных ориентации студентов. [Электронный ресурс].URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=471508, (дата посещения 21.03.2012 г).

20.Понятие личность.[Электронный ресурс].

URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/., (дата посещения 15.03.2012г).

21. Ценностные ориентации студентов педагогических Вузов. [Электронный ресурс].URL:  referat-kursovaya.repetitor.info., (дата посещения 22.04.2012 г).

22. Ценностные ориентации. [Электронный ресурс].

URL:  http://studentbank.ru/view.php., (дата посещения 22.04.2012г).

23. Ориентации студентов. [Электронный ресурс].  

URL:http://revolution.allbest.ru/psychology/00154689_0.html.,(дата посещения 15.03.2012г).

24. «Я – концепция» и стили поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. [Электронный ресурс]. URL:  psychological.ru›default.aspx (дата посещения 21.03. 2012).

25. Ценностные ориентации молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http: www.bestreferat.ru, (дата посещения 30.04. 2012г).

 


Информация о работе Ценностные ориентации студентов