Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой исторический выбор. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец.

Оглавление

Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия.
Введение………………………………………………………………................2
Глава I. Теоретические аспекты ценностных ориентаций……………….3
1.1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций…………………….3
1.2 Психологическая характеристика студенчества………………………7
Глава 2. Ценностные ориентации студенчества…………………………..13
2.1 Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики……………………………………………………………..13 2.2 Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества……………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая без 3 главы.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

Содержание

Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия.

Введение………………………………………………………………................2

Глава I. Теоретические  аспекты ценностных ориентаций……………….3

1.1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций…………………….3

1.2 Психологическая  характеристика студенчества………………………7

Глава 2. Ценностные ориентации студенчества…………………………..13

2.1 Факторы, определяющие  ценностные ориентации  студенчества и  границы динамики……………………………………………………………..13 2.2 Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества……………………………………………………..16

 

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………25  

 

Введение 

   В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и  элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой  исторический выбор. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец.

     Интерес к ценностным основам отдельной  личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых  закономерно требовала обращения  к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы  и произошедшие за последнее десятилетие  изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

   Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности  за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает  процесс становления человека как  личности, в ходе его обучения в  ВУЗах. Явление изменения ценностных ориентаций студента в ходе педагогических воздействий 

     Объектом исследования являются ценностные ориентации современного студенчества. Предмет – формирование и развитие  ценностных ориентаций в ходе педагогического взаимодействия.

     Цель работы – выявить сущность и содержание особенностей ценностных ориентаций в студентов и процесс их изенения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить понятия «ценностные  ориентации» в историческом аспекте;

     - определить систему ценностных  ориентаций и ее основных элементов; 

 

     Глава I

    1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций.

     Завершающийся XI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

     Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался  найти ответ на вопрос о том, что  такое благо, добродетель и красота  сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые  обозначаются этими понятиями. По его  мнению, знание, достигаемое посредством  определения этих основных жизненных  ценностей, лежит в основе нравственного  поведения. С точки зрения Сократа, благо («агатом») определяется как таковое  при соответствии его поставленной человеком цели.

     Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные  виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью» [1, с.300].

   Что же такое ценностные ориентации? Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.

       «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

   При этом деятельность человека исторически  не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов  деятельности. Функция мотивов состоит  в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают  им личностный смысл, который выполняет  регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или  явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями". Иначе говоря,  ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

     Основное  содержание ценностных ориентаций –  политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В  силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя  направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

     Ценности  находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей  тесно связаны между собой, обуславливают  друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся  в тесной связи с понятием ценности. Термин «ценностная ориентация» дополняет термин «ценность», акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: «интерес – установка – ценностная ориентация».

     В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с  более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется  под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

     Система ценностных ориентаций не является раз  и навсегда данной: с изменениями  условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как  самой динамичной части российского  общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими  в жизни страны. В настоящее  время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

     Молодежь  – специфическая составляющая российского  общества. Ее интересы, культурная жизнь  отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов  современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно  интересуются религией и модой, живописью  и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с  традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся  в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре.

     В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность – значимость для  человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять  важнейшую ценностную функцию –  функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно  значимых делах и поступках [2, с.148].

     Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»

     Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии. 

             1.2. Психологическая характеристика студенчества 

   Студенчество  определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.

   Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. Это знание важно в двух аспектах: во-первых, молодежный возраст – это стадия получения квалификации, завоевания положения в обществе. Если человек получил квалификацию, то его уже нельзя относить к молодежи. Во-вторых, молодежный возраст – это стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо от того, каков будет результат выбора, важно, что молодой человек, находясь в процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса брака, создания семьи), ведет себя как взрослый.

   Б. Рубин и Ю. Колесников определяют студенчество как: мобильную социальную группу, "основным условием которой  является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве"

     «Путь в студенты» начинается значительно  раньше, чем студенческая жизнь. Психологи  постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в  жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это  свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с  этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение образования  является большой социальной, моральной  и психологической ценностью.

Информация о работе Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия