Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой исторический выбор. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец.

Оглавление

Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия.
Введение………………………………………………………………................2
Глава I. Теоретические аспекты ценностных ориентаций……………….3
1.1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций…………………….3
1.2 Психологическая характеристика студенчества………………………7
Глава 2. Ценностные ориентации студенчества…………………………..13
2.1 Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики……………………………………………………………..13 2.2 Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества……………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая без 3 главы.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

     Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

     Анализ  социальной структуры студентов  ВУЗов важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность  высшего образования для различных  слоев общества, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения  обучения на бюджетной основе для  слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.

     Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее  время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его  воспроизводство?

     Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного»  типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем  широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов  имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями  нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы  частных фирм в различных слоях  бизнеса.

     Стремясь  завершить обучение в ВУЗе и таким  образом реализовать свою мечту  о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств  социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального  продвижения.

     Общность  целей в получении высшего  образования, единый характер ценностей  труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах  ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в  многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

     Другой  важной особенностью является то, что  активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в  ВУЗе приводят студенчество к большой  возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

     Значимой  чертой студенчества является также  напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и  прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений  жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

     С другой стороны, массовое стремление к  высшему образованию приводит к  тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются  порой не в соответствии с избранной  профессией, а по принципу «лишь  бы с дипломом». И где уж тут  думать о том, чтобы избираемая профессия  соответствовала твоим склонностям  и способностям, когда главным  и определяющим становится принцип: «Не важно, в какой ВУЗ поступать, лишь бы поступить».

     Сейчас  ВУЗ для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что  он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.

     Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного  набора пополнения студентов. Однако следует  учитывать, что у принятого в  ВУЗ молодого человека многие разочарования  возникают в результате его недостаточной  осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых  способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

     Для студентов годы обучения – один из важнейших периодов их жизни. Это  время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

     Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой  часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности  оказывается удовлетворенность  своим делом и положением в  обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.

     Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению  и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет  в формировании студенчества переходит  к слоям, более адаптированным к  экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться  и дальше, то доступ беднейших слоев  к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования, и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

     Профессиональное  самоопределение основывается на системе  жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые  влияют на его деятельность и жизненную ситуацию [3, с 201].

 

     2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики

 

   По  мнению Т.Э. Петровой студенчество можно  интерпретировать как "социальную группу переходного (по существу маргинального  характера) с "отложенным" включением в социальные отношения". Представляется более верной определение тех  авторов, которые считают студенчество такой социальной группой, чьей основной характеристикой является "пограничность" (но не "маргинальность"). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций. "Пограничность" делает студенчество самой динамичной частью общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативнее, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому. Иными словами, ценностные ориентации студенчества потенциально динамичны.

   Студенчество, как социальная группа, уже освободилась от абстрактного содержания детства, но еще не наполнилось конкретным содержанием социальных функций зрелости и находится между двух полюсов. Оно, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Его ценностные ориентации связаны с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.

   Академическое образование составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Поэтому студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности  теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике. В соответствии с этим его ценностные ориентации носят, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы "подвешенности" между "небом" ценностей и "землей" общественной практики.

   В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его наиболее динамический срез и очаг будущих преобразований. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от "отцов", а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного "революционизма" студенческой "переоценки ценностей", как по отношению к "детям" (общество), так и по отношению к отцам (государство). В результате студенчество выводится за рамки набора традиционных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. Именно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в "вечное студенчество". Оборотной стороной этой промежуточности выступает возможность всплеска творчества, связанная с независимостью от авторитетов, с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям. Это, в сочетании с девиантно-деленквинтная асоциальностью, связанная с безответственностью за плоды своей деятельности, образует шкалу ценностей, пределы амплитуды динамики ценностных ориентаций студенчества.

   Возрастно-демографический  фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием.

   Зависимость от общества и государства вынуждает  студенчество идти на поводу у государственных  идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность в независимом  выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества и носит откровенно негативный характер, что лишний раз  доказывает связь политической  свободы с экономической независимостью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания ценностной направленности.

    Социальный  статус студента  неопределенен  и отличается размытыми очертаниями, что связано с его относительной  невысоким статусом в настоящем  и возможностью получения высокого статуса в будущем, после периода  реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние  не дает студенту возможность зафиксировать  свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и  в то же время будущий выпускник  ВУЗа готов "поднять планку" своих  ценностных предпочтений так высоко, насколько  этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

   С другой стороны, теоретическое осознание  своей свободы в реализации права  на выбор профессии не подкреплено  никакой практической базой и  быстро утрачивается при столкновении с практической стороной профессиональной деятельности. 

    Таким  образом, базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что может сделать его заложником экстремальных общественно-политических  и других сил вследствие пониженной социальной ответственности. Но эта  же динамичность  делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части обществ.

Информация о работе Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия