Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:25, лекция

Краткое описание

педагогический процес- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 77.03 Кб (Скачать)

1 Педагогический процесс - одна из важнейших основополагающих категорий педагогической науки.

педагогический процес- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач.

 

2

Педагогический процесс  характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов  и воспитуемых, достигаемые при  этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный  компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.

Результативный  компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

 

 

 

3 Функциями педагогического процесса  являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

  • реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;
  • во внеклассной работе;
  • в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

  • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
  • в личности и профессионализме педагога;
  • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая: 
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

4. Основная цель профессиональной  школы подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда.

 

 

 

5обеспечение цельности  в научной и учебной работе  студентов ();

 профессиональная устремленность);

профессиональная подвижность 

проблемность

6Так, И.И. Петров, в свое исследовании, посвященному принципам профессионального образования в ВУЗе, считал, что научность, связь теории с практикой, опыт работы в научной сфере; системность в подготовке выпускников; сознательность, инициативность и компетентность студентов в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядными средствами обучения; доступность научных знаний; прочность достижения знаний – все это является принципами профессионального обучения.

7. I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое  моделирование (создание модели) - это  разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или  ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое  проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое  конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования  в конкретных условиях реальными  участниками воспитательных отношений.

 

8  1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?

2.Выбор формы  проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти.

3. Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации:

4. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов

5 Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.

6 Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования.

7. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.

8 Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей.

9 Содержательная стратегия педагогического проектирования берет за основу цели и задачи воспитания личности

Динамическая  стратегия в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога

Установление  связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования.

Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования,

Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса.

Связи содержания напротив, затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания

Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить,.

Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.

Мысленное экспериментирование  применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка.

Экспертная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации.

Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки..

Принятие решения  об использовании проекта – завершающее действие проектирования.

 

9 педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований

Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

10. Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью

  • педагогический такт;
  • наблюдательность;
  • любовь к детям;
  • потребность в передаче знаний.

Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся

 

Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

 

                                                          Или              

 

  1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (
  2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
  3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
  4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
  5. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
  6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология профессионального  образования

1.Возникла на рубеже 19-20 вв … но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. А. Смирнова, Н. А. Бернштейна и др.

 

2.

БАЗОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОФЕССИЙ

Любая профессия по КАЖДОМУ  из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания  для классификации - и соответствующие  им типы профессий.

 

БАЗОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОФЕССИЙ

Любая профессия по КАЖДОМУ  из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания  для классификации - и соответствующие  им типы профессий.

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Худо- 
жественный образ

Условия труда

Бытовые

На Открытом воздухе...

Необычные

C повышенной Моральной ответст- 
венностью

 

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизи- 
рованные

Функци- 
ональные

 

Цели труда

Гностичес- 
кие

Преобразую- 
щие

Изыскатель- 
ские

   

Пример формулы профессии: ЭКОНОМИСТ

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК-Знак (ЭКОНОМИСТ прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), знаковые системы) При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. 
Условия труда: БЫТОВОЙ МИКРОКЛИМАТ

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, )иногда - автоматизированные (компьютер). 
Цели труда: Преобразующие(распознать, различить, оценить, проверить

(Ч-З,М,А,П,)

 

3 /кризис первого года  жизни, 

                   кризис 3 лет,

                    кризис 6 — 7 лет 

              подростковый кризис 10— 12 лет

С 14—16 лет изменение ведущей  деятельности. Поскольку ведущей  деятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная и  профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами  профессионального развития личности.

Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью.

а) нормативные кризисы: кризисы  психического развития; кризисы профессионального  становления - это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение  свободы…), невротические кризисы (перестройка  сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все  жизненные кризисы.

Информация о работе Педагогический процесс