Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:25, лекция
педагогический процес- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
1 Педагогический процесс - одна из важнейших основополагающих категорий педагогической науки.
педагогический процес- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
2
Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
Результативный компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.
3
Функциями педагогического
Образовательная:
Воспитательная (проявляется во всем):
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается
в качественных изменениях психической
деятельности человека, в формировании
у него новых качеств, новых умений.
4. Основная цель профессиональной школы подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда.
5обеспечение цельности в научной и учебной работе студентов ();
профессиональная
профессиональная подвижность
проблемность
6Так, И.И. Петров, в свое исследовании, посвященному принципам профессионального образования в ВУЗе, считал, что научность, связь теории с практикой, опыт работы в научной сфере; системность в подготовке выпускников; сознательность, инициативность и компетентность студентов в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядными средствами обучения; доступность научных знаний; прочность достижения знаний – все это является принципами профессионального обучения.
7. I этап - моделирование;
II этап - проектирование;
III этап - конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
8 1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
2.Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти.
3. Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации:
4. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов
5 Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.
6 Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования.
7. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.
8 Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей.
9 Содержательная стратегия педагогического проектирования берет за основу цели и задачи воспитания личности
Динамическая стратегия в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога
Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования.
Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования,
Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса.
Связи содержания напротив, затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания
Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить,.
Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
Мысленное экспериментирование применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка.
Экспертная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации.
Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки..
Принятие решения об использовании проекта – завершающее действие проектирования.
9 педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований
Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям.
Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
10. Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
Психология профессионального образования
1.Возникла на рубеже 19-20 вв … но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. А. Смирнова, Н. А. Бернштейна и др.
2.
БАЗОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.
БАЗОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ | |||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий. | |||||
Предмет труда |
Природа |
Техника |
Человек |
Знак |
Худо- |
Условия труда |
Бытовые |
На Открытом воздухе... |
Необычные |
C повышенной Моральной ответст- |
|
Средства труда |
Ручные |
Машины |
Автоматизи- |
Функци- |
|
Цели труда |
Гностичес- |
Преобразую- |
Изыскатель- |
Пример формулы профессии: ЭКОНОМИСТ
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК-Знак (ЭКОНОМИСТ прежде всего
обслуживает людей, общается с ними, помогает
решать их проблемы, анализирует их), знаковые
системы) При обработке информации в виде
условных знаков возникают задачи контроля,
проверки, учета, обработки сведений, а
также создания новых знаков, знаковых
систем.
Условия труда: БЫТОВОЙ МИКРОКЛИМАТ
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги,
язык, )иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: Преобразующие(распознать, различить,
оценить, проверить
(Ч-З,М,А,П,)
3 /кризис первого года жизни,
кризис 3 лет,
кризис 6 — 7 лет
подростковый кризис 10— 12 лет
С 14—16 лет изменение ведущей
деятельности. Поскольку ведущей
деятельностью взрослого
Разновидностью
а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы.