Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой исторический выбор. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец.

Оглавление

Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия.
Введение………………………………………………………………................2
Глава I. Теоретические аспекты ценностных ориентаций……………….3
1.1. Теоретические аспекты ценностных ориентаций…………………….3
1.2 Психологическая характеристика студенчества………………………7
Глава 2. Ценностные ориентации студенчества…………………………..13
2.1 Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики……………………………………………………………..13 2.2 Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества……………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая без 3 главы.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

     2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества.

 

     Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной  теории  ценностных ориентаций вся  система делится на три большие  группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.  

     1) Материально-экономические ценностные ориентации.  Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси "плановая экономика — рыночная экономика". Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной.  Если та или иная социальная группа  является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества  уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

     Поскольку студенчество является экономически зависимой  частью общества и нуждается во всемерной  поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном  управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны  государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако "на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий". Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

     Большую заинтересованность современное российское студенчество проявляет к  знаниям  и образованию в надежде на возможную адекватность материального  вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей  жизненной ориентацией студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место "феномен гипертрофированного  стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением  эти блага создавать".

     В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет  место раздвоение, — "наблюдается  явное противоречие в жизненных  установках студентов". "Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех  возможны, прежде всего, благодаря собственным  усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с  нужными людьми, помощи влиятельных  лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим "рынком связей", определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей."

     Студенчество  считает, что "...рыночные отношения  расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов". Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

     Особое  значение имеет то, что новое поколение  учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все  присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к  закону, презрение к созидательному труду..

     2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

     Этические ценностные ориентации у студентов  распределяются по вертикальной оси "утилитаризм  — духовность" и горизонтальной оси "коллективизм – индивидуализм".

     В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи".  И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры".

     Коллективистская  ориентация студенчества слаба и  связана с общим демократизмом  студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего  образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

     Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент — молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться. В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно  влияние этих личностных характеристик на учебный процесс.

     Характерно, что в системе образования, особенно в коммерческих вузах, практически  исчезли внеучебные формы занятий со студентами, направленные создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза. В строительные студенческие отряды ездит абсолютное меньшинство. Студенты, живущие с родителями, студенты, снимающие квартиру, и студенты, живущие в общежитии, разобщены. 

     Среди новых явлений в сфере этических  ценностных ориентаций, выделяется возвращение  к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь  имеются свои нюансы, — обращение  к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

     "Общественно-политические  ориентации студенчества", с одной  стороны, формируются по широте  всего политического спектра.  В студенчестве как в проекции  представлены все цвета и оттенки  этого спектра от крайне правого  до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси "левый либерализм — правый консерватизм" и горизонтальной оси "интернационализм – национализм". С другой стороны, традиционный демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается "очевидная демократическая направленность".

     В то время как на Западе именно студенческая молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российские студенты разобщены, не борются за свои права, не пытаются объединиться с преподавателями; согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при  гарантии отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские студенты — это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества,  к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

     3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации. Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

     Сам  способ существования студенческой группы ("тусовки") по отношению к другим социальным группам уже носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей не студенческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

     Наиболее  актуальные проблемы молодежи связаны  с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ  смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

     Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов  происходит "снижение ценностей  общественно значимых (приносить  пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям  и т.д.)". Это все объясняется  процессом прощания с "социалистическим" детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким  образом, все российское общество уподобилось  студенчеству в его двоякой отчужденности от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а само студенчество оказалось возведенным в квадрат.

     Конец  двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых  социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "За предельно  короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в  многоликий портрет "россиянина". ... Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого  поколения". "Возрастает стремление студенчества  к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее". В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой  молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что  механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

     В большей части теоретических  исследований студенческой молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений  российских студентов начала XX в.

 

     

    Заключение

    Какой бы формации не было государство и  его устройство. Какие бы политические силы не стояли у власти локомотивом  общества, его авангардом всегда будет  оставаться молодежь, студенчество. Именно эта социальная группа чувствительнее всех улавливает изменения, происходящие в обществе. Именно через них эти  изменения проявляются в первую очередь, и именно на них оказывают  максимальное влияние.

Историческое  развитие студенчества показывает его  неоднозначную роль в социальных процессах в различные исторические периоды. Но прослеживается закономерность: студенчество первым вступает в процессы трансформации, но, по мере увеличения их массовости, отходит на второй план в случае, если для него обществом  не выделена своя активная социальная ниша.

    Поэтому трудно переоценить значение воспитание молодежи, огранки их самосознания и самоопределения в обществе. Именно в процессе обучения студента, возможно, его формирования как соц. единицы.

   Однако  нынешняя система образования и  воспитания молодого поколения не уделяет  должного внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Эта система не способствует формированию у молодых людей стремления стать  полноценными участниками социально-политического  и экономического процесса. В то же время, будущее России, где еще  не завершился процесс самоидентификации  государства в политике и экономике, в огромной степени зависит от готовности молодого поколения активно  и профессионально включиться в  политическую деятельность. 
 
 

    Список  литературы

  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4.
  2. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система 2002.
  3. Бабосов Е.М. Прикладная социлогия. – Мн.: ТетраСистемс. – 2000.
  4. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.
  5. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001
  6. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12.
  7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 2008
  8. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008.
  9. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: 2005.
  10. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально — культурной интеграции.  СПб., 1998.
  11. Иоффе Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. – 2008. - № 5.
  12. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12
  13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2005.
  14. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. — М.: Миф, 1999
  15. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007.- № 4
  16. Сологуб И.Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий. – 2003.
  17. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999
  18. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 2009

Информация о работе Изменение ценностных ориентаций студентов в процессе педагогического взаимодействия