Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

Файлы: 1 файл

физ-ра2.docx

— 105.25 Кб (Скачать)

Ценностные ориентации и отношение студентов 
к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в  процессе усвоения личностью социального  опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них  отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить  потребности студентов, проявляется  единство физического, психического и  социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

  • материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
  • физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
  • социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
  • психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
  • культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов  рассматриваются как способы, с  помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой  деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет  система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений  индивида к тем объектам, ради которых  эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познавательную, третьи - поведенческую активность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Ценностные ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности, %

В таблице ценностные ориентации представлены с точки зрения различных  компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.


Информация о работе Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре