Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:32, реферат
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Педагогический процесс физического воспитания предусматривает теоретическую, методико-практическую и практическую направленность воздействий с целью формирования у студентов системы научно-практических знаний, умений, навыков по физической культуре.
Введение
1. Вековое развитие физической культуры
2. Значение физической культуры в учебном процессе
3. Воспитание физических качеств
4. Значение мышечной релаксации
Заключение
Используемая литература
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ
СПО «Красноярский
им.
М. Горького»
Реферат
Тема:
Основы здорового образа жизни студента.
Физическая культура в обеспечении здоровья.
Выполнила: студентка 31гр. отделения ПНК
Златковская Ю.В.
Проверила: Ж.Н.
2011
Оглавление
Введение
1. Вековое развитие физической культуры
2. Значение физической культуры в учебном процессе
3. Воспитание физических качеств
4. Значение мышечной релаксации
Заключение
Используемая
литература
Введение
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Педагогический процесс физического воспитания предусматривает теоретическую, методико-практическую и практическую направленность воздействий с целью формирования у студентов системы научно-практических знаний, умений, навыков по физической культуре.
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентирования каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности.
В
целях развития, воспитания и совершенствования
человека физическая культура использует
возможности индивидуума, естественные
силы природы, достижения наук о человеке,
конкретные научные результаты и
установки медицины, гигиены, анатомии,
физиологии, психологии, педагогики, военного
дела и других. Физическая культура, вплетаясь
в экономические и общественные отношения
людей, оказывает на них существенное
влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую
миссию, что сегодня, в период реформ высшей
школы и пересмотра сущности предшествующих
концепций, особенно ценно и значимо.
1. Вековое развитие физической
культуры
Археология и этнография предоставили возможность проследить за развитием человека, следовательно, и физической культуры, с древнейших времен. Результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно необходимых действий физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до нашей эры. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже тогда, в каменном веке, появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и так далее.
Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов.
Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где "неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать", физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой с 15-летнего.
Примером,
характеризующим уровень
Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".
Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и умением слагать стихи.
Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плаванье, ходьба на лыжах, борьба. Кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью.
Появление и укрепление дворянской империи Петра І сказалось в известной мере и на государственном влиянии на развитие физической культуры. Именно с эпоху реформ Петра І физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения как учебная дисциплина в школах, гимназиях и академиях. В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях и, особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В.Суворову.
Во второй половине 19 века среди молодежи начинается развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. В 1897г. В Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. Организован Всероссийский футбольный союз. Различные спортивные организации и клубы объединяли к 1917 г. Довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий для развития массового спорта не было. С приходом советской власти за короткий срок было построено 2000 спортивных площадок. В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены внесли свою лепту в победу над врагом. После войны с каждым годом расширяются международные связи в спорте.
В
1993 году был создан Российский студенческий
спортивный союз. Для занятий спортом
в распоряжение студентов предоставлены
спортивные залы, стадионы, плавательные
бассейны, лыжные базы, спортивные площадки
высших и средних учебных заведений. В
высших учебных заведениях России культивируется
более 50 видов спорта, наиболее массовыми
из них являются баскетбол, легкая атлетика,
лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный
теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.
2. Значение физической культуры в учебном процессе
физкультура воспитание выносливость мышечная релаксация
Повышенное внимание к использованию средств оздоровительной физической культуры как никогда актуально сегодня. Повышается роль физического воспитания и в высших учебных заведениях. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессионально прикладная физическая подготовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки. Занятия проводятся на всем протяжении теоретического обучения на всех курсах. Одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс по физическому воспитанию в вузах, является учебная программа, которая определяет объем знаний, навыков, уровень физической подготовленности, то есть, то чем должны овладеть студенты по предмету "физическое воспитание".
Большим достижением науки о физическом воспитании явилось создание организационных и методических форм использования физических упражнений с лечебной целью.
Обратимся к нашей действительности, где отмечаются и устойчивые негативные тенденции. В первую очередь это снижение уровня физического и психического здоровья абитуриентов и студентов, рост заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем за период обучения, увеличение количество лиц с отклоняющимся поведением в силу жизнедеятельности в физическом воспитании студенческой молодежи, а также неукоснительно снижающийся уровень материально-технического обеспечения учебного и учебно-тренировочного процессов. К физическому самовоспитанию приобщается лишь незначительная часть выпускников.
Все
это приводит к тому, что в процессе
профессиональной деятельности состояние
здоровья ограничивает многим выпускникам
возможность полноценной
Особую роль физической культуры отведена в процессах профессионального обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которых развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.
В
процессе учебно-тренировочных занятий,
подготовки и участия в соревнованиях
повторяются физические упражнения, нагрузки,
преодолеваются утомление, идет процесс
специфического труда. У занимающихся
вырабатывается трудолюбие, качество,
которое переносится в дальнейшем и на
другие действия, на профессиональную
деятельность. Таким образом, физическое
воспитание позитивно влияет на воспитание
профессионально-трудовое. На учебно-тренировочных
занятиях, соревнованиях, обычно проходящих
коллективно, зрелищно, вырабатываются
черты характера, именно там необходимо
проявлять решительность, смелость, самообладание
и многие другие качества, так необходимых
для достижения целей. Так физическое
воспитание, органически связанное с идейно-нравственным
воспитанием, формирует высокие личностные
качества человека. Следует подчеркнуть
широчайшие возможности физической культуры
и спорта, которые могут быть использованы
с целью развития, воспитания и формирования
граней будущего профессионала практически
в любой деятельности человека.
3.
Воспитание физических качеств
Принято считать основными физическими качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость, выносливость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила измеряется динамометром. Средствами развития силы являются упражнения с отягощениями и упражнения с взрывного характера. Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте большое значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно-силовые качества (бокс, бег, прыжки, метание, штанга и тому подобное).
Развитие
быстроты – способности человека
выполнять большое количество движений
с максимальной скоростью – характеризуется
увеличением подвижности
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и др. Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с отягощениями и без низ, а также с внешней помощью). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).
Ловкость — самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.
Выносливость.
Развитие выносливости — способности
выполнять какую-либо деятельность
длительное время, не снижая ее эффективности,
характеризуется
1) умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т.д.);
2) сенсорное (утомление деятельности анализаторов, например, зрительного у стрелков и т.д.);
3)эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т.д.); 4)физическое (в результате мышечной деятельности).
Выносливость, как физическое качество, связана с дыханием, его постановкой, что является одной из главных задач физического воспитания.
Упражнения для развития выносливости характеризуются следующими компонентами: