Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Физическая культура объективно является частью культуры общества. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Оглавление

Введение 3
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 4-5
Здоровый образ жизни студента 5-8
Влияние окружающей среды на здоровье 8-10
Наследственность и ее влияние на здоровье 10-11
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 11-13
Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 13-15
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 15-19
Составляющих здорового образа жизни 19
Режим труда и отдыха 19-20
Организация сна 20-21
Организация режима питания 21-24
Организация двигательной активности 24-25
Личная гигиена и закаливание 25-31
Профилактика вредных привычек 31-36
Культура межличностного общения 36-38
Психофизическая регуляция организма 38-42
Культура сексуального поведения 42-44
8.10 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 44-45
Самосовершенствование — условие здорового образа жизни 45-47
Заключение 47
Литература 48

Файлы: 1 файл

Физичексая культура реферат.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ  И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

ТЕМА РЕФЕРАТА:

 

Основы здорового образа жизни  студента. Физическая культура в обеспечении  здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                           студент группы Д.О.ЭУ 1053

                                                                                    Кулаков М. С.

 

ПРОВЕРИЛ:                                                        доцент кафедры физвоспитания,

                                                                                    к.п.н. Королева С.А.

 

 

 

 

 

МОСКВА  2012

Содержание

 Введение 3

  1. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 4-5
  2. Здоровый образ жизни студента 5-8
  3. Влияние окружающей среды на здоровье 8-10
  4. Наследственность и ее влияние на здоровье 10-11
  5. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 11-13
  6. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 13-15
  7. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 15-19
  8. Составляющих здорового образа жизни 19
    1. Режим труда и отдыха 19-20
    2. Организация сна 20-21
    3. Организация режима питания 21-24
    4. Организация двигательной активности 24-25
    5. Личная гигиена и закаливание 25-31
    6. Профилактика вредных привычек 31-36
    7. Культура межличностного общения 36-38
    8. Психофизическая регуляция организма 38-42
    9. Культура сексуального поведения 42-44

      8.10 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 44-45

  1. Самосовершенствование — условие здорового образа жизни 45-47

Заключение 47

Литература 48

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Физическая культура объективно является частью культуры общества. Она служит важнейшим фактором становления  активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что  у студентов, включенных в систематические  занятия физической культурой и  спортом и проявляющих в них  достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных  установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается  более высокая эмоциональная  устойчивость», выдержка, им в большей  степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных  людей, умеющих повести за собой  коллектив. Этой группе студентов в  большей степени присущи чувство  долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют  в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в  контакты, более находчивы, среди  них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное  положительное воздействие соблюдения здорового образа жизни и систематических  занятий физической культурой и  спортом на характерологические  особенности личности студентов.

Цель данной работы — рассмотреть  роль физической культуры и здорового  образа жизни в обеспечении здоровья студентов.

1.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Повышенное внимание к нему проявляется  на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни  студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура  образа жизни выражается в тех  отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется  в той доли бюджета времени  личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности  личность расходует свое свободное  время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его  уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для  чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни  студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать  влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в  которых она находится.

Выражением  саморегуляции личности в жизнедеятельности  является ее стиль жизни. Это поведенческая  система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов  и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей  с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь  привычкой, стиль жизни приобретает  некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной  организации. Это отражается в таких  важнейших компонентах, как несвоевременный  прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время  установлено, что влияние отдельных  компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Практические занятия по, физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

2. Здоровый образ жизни студента

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый  образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности  студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов  самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований  и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности  в целом. Здоровый образ жизни  создает для личности такую социокультурную  микросреду, в условиях которой возникают  реальные предпосылки для высокой  творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется  процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни  ответственность за здоровье формируется  у студента как часть общекультурного  развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности  построить себя как личность в  соответствии с собственными представлениями  о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание  здорового образа жизни студентов  отражает результат распространения  индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации  жизнедеятельности, закрепленных в  виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового  образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания  и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного  режима двигательной активности, отказ  от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее  воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя  некоторые устойчивые структурные  компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно  в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими  упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и  последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы  по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения  человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости  все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы  поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности  обращены к личности, связаны с  ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что  он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни  и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование  образа жизни, система отношений  в нем. Важно не только то, как  студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни  приобретает оценочное и нормативное  понятие.

Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного  опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

3. Влияние окружающей среды на здоровье

В настоящее  время накоплен обширный научный  материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая  обстановка) на здоровье человекам

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья