Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Физическая культура объективно является частью культуры общества. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Оглавление

Введение 3
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 4-5
Здоровый образ жизни студента 5-8
Влияние окружающей среды на здоровье 8-10
Наследственность и ее влияние на здоровье 10-11
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 11-13
Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 13-15
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 15-19
Составляющих здорового образа жизни 19
Режим труда и отдыха 19-20
Организация сна 20-21
Организация режима питания 21-24
Организация двигательной активности 24-25
Личная гигиена и закаливание 25-31
Профилактика вредных привычек 31-36
Культура межличностного общения 36-38
Психофизическая регуляция организма 38-42
Культура сексуального поведения 42-44
8.10 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 44-45
Самосовершенствование — условие здорового образа жизни 45-47
Заключение 47
Литература 48

Файлы: 1 файл

Физичексая культура реферат.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

На основе обширного материала биометрология (наука, занимающаяся изучением зависимости  самочувствия от погоды) разработала  своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. Так, зимой грипп и простудные заболевания  встречаются чаще, чем летом, однако, если стоит сухая зима, болеют меньше; если погода с резкими колебаниями  температуры, то сила ее воздействия  сравнивается с уроном здоровью, наносимым  эпидемиями. Воспалением легких чаще болеют в январе; пик язвенных кровотечений приходится на февраль; ревматизм обостряется  в апреле. Для зимы и лета характерны кожные заболевания.

«Сезонно» работают и эндокринные, железы: зимой  основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения.

На самочувствие оказывает влияние и изменение  электромагнитного поля. В магнитоактивные  дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные  расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы  Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у  человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические  ножницы опасны срывом механизма  адаптации человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные  воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями  на неподготовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчивостью  на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического  состава окружающей среды.

Способность приспосабливаться к отрицательным  воздействиям различна у людей с  разным уровнем здоровья, физической подготовленностью. Адаптационные  особенности человека зависят от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается  труднее и часто подвержен  серьезным срывам. Сильный, подвижный  тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым  условиям.  В то же время, как показали специальные исследования (см. гл. 2), у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

4. Наследственность и ее влияние на здоровье

Физическое  и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в  организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных  механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5—8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать.

Допустим, родился ребенок с отягощенной  наследственностью, т.е. у него имеется  поврежденный мутантный ген, который, циркулируя в роду еще до времени  его рождения, отметил его наследственные свойства — генотип. Значит ли это, что ребенок обязательно заболеет? Фатально ли это? Оказывается, нет. Это означает лишь, что у него имеется предрасположенность, для реализации которой требуются те или иные провоцирующие раздражители.

Работами  генетиков доказано, что при благоприятных  условиях поврежденный ген может  и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.

А если с  наследственностью все благополучно, как будут развиваться события  тогда? Если родители здоровы и у  них родился здоровый ребенок, значит ли это, что он будет здоров всю  жизнь?

Отнюдь, поскольку можно унаследовать от родителей богатырское здоровье и значительно ухудшить его за несколько лет. И в то же время  можно родиться со слабым здоровьем, но приложив усилия, укрепить его.

Таким образом, уровень здоровья индивида зависит  от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также  кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.

5. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

Сохранение  и воспроизводство здоровья находятся  в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и  отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает  не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее  поведение по его сохранению и  укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления. Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации — продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой  личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей  для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную  на всех этапах жизни. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся  в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением  материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

6. Направленность поведения человека  на обеспечение собственного здоровья,  его самооценка

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе  воспитанием и обучением. Оно  проявляется в действиях и  поступках, мнениях и суждениях  людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно  выделяем два диаметрально противоположных  типа поведения человека по отношению  к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить  степень соответствия действий и  поступков человека требованиям  здорового образа жизни, а также  нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях  мнений и суждений оно выступает  как уровень осведомленности  и компетентности индивида. Отношение  к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и  психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором  его поведения. Самооценка физического  и психического состояния выступает  в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Каждый  человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко  ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические  требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и  ее действительной повседневной реализацией  человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворительной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, второе — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют другие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется  прежде всего с медициной, лечебными  учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой  здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

Чем объяснить  более низкую потребность обращения  к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью  их жизнедеятельности. Косвенно это  подтверждается тем, что среди таких  лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает  вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни  респондентов. Среди тех, кто оценивает  свое здоровье как хорошее, в два  раза больше регулярно выполняющих  утреннюю гимнастику — 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой — 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два  типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интервалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

7. Ценностные ориентации студентов на здоровый  образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет  выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного  значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья