Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Физическая культура объективно является частью культуры общества. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Оглавление

Введение 3
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 4-5
Здоровый образ жизни студента 5-8
Влияние окружающей среды на здоровье 8-10
Наследственность и ее влияние на здоровье 10-11
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 11-13
Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 13-15
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 15-19
Составляющих здорового образа жизни 19
Режим труда и отдыха 19-20
Организация сна 20-21
Организация режима питания 21-24
Организация двигательной активности 24-25
Личная гигиена и закаливание 25-31
Профилактика вредных привычек 31-36
Культура межличностного общения 36-38
Психофизическая регуляция организма 38-42
Культура сексуального поведения 42-44
8.10 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 44-45
Самосовершенствование — условие здорового образа жизни 45-47
Заключение 47
Литература 48

Файлы: 1 файл

Физичексая культура реферат.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

Выделяются  три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя. К социально-психологическому относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного. Под их прикрытием удовлетворяется  ряд потребностей индивида, например в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой  человек не мог реализовать по каким-то причинам другим способом. С  этим может быть связано и «бегство»  от реальной жизни, неуспех в учебе, работе. Для алкогольной группы характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Как правило, это предполагает повышение интенсивности потребления алкоголя ее новым членом. В группе культивируются собственные ценности, вплоть до своеобразного «алкогольного кодекса чести». При этом дискредитируется трезвый образ жизни. Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя. На первую фазу опьянения легче проецируются психологические ожидания, связанные с возбуждением, эйфорией; на вторую — с расслаблением и успокоением. Прием спиртного становится своеобразным суррогатом психической саморегуляции, цена которой чрезвычайно высока из-за неблагоприятных последствий.

Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу  своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные  ориентиры искажаются и не совпадают  с общепринятыми; работа, требующая  волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает  конфликтный характер взаимоотношения  с обществом.

Барьером  к возникновению стремления к  спиртным напиткам является образование  внутреннего культурного стержня  личности, ее нравственных ценностей, постоянная потребность в трудовой деятельности, четкой организации своего учебного труда и отдыха, активное включение в жизнедеятельность  разнообразных средств физической культуры и спорта.

Курение — одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» и служащие средством самооправдания.

Миф первый: курение не вредно. Так ли это  на самом деле? Курение — это сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества).

Миф второй: «когда я курю, у меня повышается работоспособность». Научные данные свидетельствуют о том, что некоторое  субъективное и кратковременное  повышение работоспособности объясняется  первоначальным расширяющим действием  табачного дыма на сосуды головного  мозга, которое через несколько  минут сменяется их значительным сужением. Под влиянием никотина мышечная сила снижается; у курящих студентов  также понижается умственная работоспособность, среди них больше неуспевающих.

Миф третий: «если я наношу вред, то только себе». Но ведь есть понятие «пассивное курение», при котором 50% веществ, образующихся при курении, попадает в окружающий воздух, и его вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком. В результате через некоторое время у них отмечаются все признаки никотиновой интоксикации: головная боль, головокружение, учащение сердцебиения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.

Миф четвертый: «я знаю, что курить вредно, и постараюсь бросить курить». Растягивая сроки  расставания с сигаретой, человек  обманывает себя. Это надо делать сразу — раз и навсегда. Утверждают, что курение — один из способов похудеть. Действительно, аппетит у курящих снижается за счет того,, что никотин оказывает тормозящее действие на сократительную и двигательную функций желудка и кишечника, что приводит к ухудшению пищеварения, нарушению обменных процессов, развитию авитаминоза. Страдают у курильщиков также печень и поджелудочная железа, развиваются гастрит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки.

Воздействие табачного дыма на органы дыхания  приводит к раздражению слизистых  оболочек дыхательных путей, вызывая  в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани  и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

Курение вызывает учащение сердцебиения до 85—90 удар/мин в покое при норме для здорового человека 60—80 удар/мин. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артериальное давление на 20— 25%, вызвать атеросклероз. Ухудшению питания сердечной мышцы кислородом способствует наличие в табачном дыме окиси углерода, вытесняющего из соединений с гемоглобином кислород, что приводит к развитию ишемической болезни сердца.

Курение приводит также к нарушению в  деятельности эндокринных желез, в  том числе надпочечников, щитовидной и половых желез. Среди мужчин 11% случаев полового бессилия обусловлены курением

табака. У женщин может удлиняться менструальный  цикл, у беременных — развиваться токсикоз и угроза выкидыша. Отравляющее действие никотина на организм усиливается в сочетании с алкоголем.

Притягательная  сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для  снятия эмоционального напряжения, повышения  работоспособности. Так курение  превращается в ритуал. Но какой  ценой все это достигается?

К числу  вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов  наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Причины употребления наркотиков разные. На первых порах — желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние «невесомости», «блаженства». Способы приема наркотических веществ различны: курение, вдыхание, прием внутрь, введение подкожно, внутривенно. Но в любом случае это связано с процессом стойкого привыкания («зависимости») к наркотическим препаратам. Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату. Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.

После фазы эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, рвотой, болями в мышцах, чувством страха, бредом преследования, тяжелым сном. При передозпровке  могут наступить нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы  и дыхания, мочеотделения, появляются различные сыпи, сильный кожный зуд, резкая слабость, изменение сознания, судороги. При передозировке нередки  случаи смерти. При сформировавшемся привыкании к препарату отказ  от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается помимо перечисленных  нарушений спазмами и болями мышц, в пояснице. Появляется страх смерти, сон с кошмарами, неуравновешенность, агрессивность, депрессия. Такое состояние  длится несколько дней.

Систематическое употребление наркотиков приводит к  резкому истощению организма, изменению  обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких  бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая дефадация личности наступает  в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

8.7. Культура межличностного общения

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.

Развитие  коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно  воспринимать окружающих людей. Исходя из этого применять адекватный стиль  и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре  с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную  реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в  разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие; веселая беседа в гостях на празднике — третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными  людьми; находить темы для разговора  в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом  и эмоциональном общении, в групповом  или коллективном сотрудничестве.

Развитию  коммуникативной культуры бесспорно  содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными  межличностными контактами гуманистического характера.

8.8. Психофизическая регуляция организма

Все субъективные восприятия разнообразных жизненных  ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма  для экстренного преодоления  каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к повышению содержания в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Как избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции? Избавиться от них можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности. Чем

больше  значит для нас какое-либо событие, тем сильнее реакция на него. Поэтому  привычка трезво оценивать обстоятельства полезна для здоровья человека.

Под влиянием сильных эмоциональных воздействий  возникает состояние стресса (напряжения). К числу отрицательных факторов, вызывающих его у студентов, можно  отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное  оскорбление, сильный страх, дефицит  времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс — положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям. «Плохой» стресс — дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение неврозов зависит и от того, как стресс-факторы воспринимаются личностью.

Анализ  данных о возникновении и течении  заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей  ситуации. В преодолении стресса  можно выделить как бы два подхода. Порочный, где нежелание усилий (физических, умственных, усилий по переделке самого себя, усилий поиска) повышает стрессогенность  жизни и уменьшает возможность  справиться со стрессом. Действенный, где готовность к усилиям снижает  вероятность стресса, а развиваемая  активность его преодоления не только меняет нужным образом действительность, но и смягчает стресс, если он все  же «пробился». Отрицательное воздействие  стресса усиливается, если человек  больше сосредоточен на оценке того, «Что случилось?» и «Чем это грозит?», чем на вопросе: «Что можно сделать?».

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья