Ценностные ориентации группы и их формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

Оглавление

Введение 3
Понятие и значение ценностных ориентаций 3
Формирование и развитие ценностных ориентаций 8
Возрастные особенности формирования ценностной ориентации. 11
Практическая часть 13
Заключение 18
Список используемых источников 19

Файлы: 1 файл

кр Ценностные ориентации .doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра менеджмента

 
 

Контрольная работа

 
 
 

по дисциплине «Управление корпоративной культурой»

 

тема «Ценностные  ориентации группы и их формирование»

 
 
 
 

выполнила

 

Студент Левкина  К.А.

Факультет Бизнеса

Группа ФБ-73

 

Преподаватель Асланова И.В.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010

Оглавление

Введение

    Особую  остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

    Социальные  перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

Понятие и значение ценностных ориентаций

 

    Существует  представление о трех формах существования  ценностей, переходящих одна в другую:

     1) общественных идеалах - выработанных  общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

    2) предметном воплощении этих идеалов  в деяниях или произведениях  конкретных людей ,

    3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

      Упрощенно эти переходы можно  представить себе следующим образом:  общественные идеалы усваиваются  личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

    Чаще  всего ценностные представления  сознания обозначаются широко распространившимся и удачным термином "ценностные ориентации", однако он не всегда употребляется однозначно. Ценностные представления и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, причем понятия "ценности" и "ценностные ориентации" относятся с равным успехом и к сознаваемым (декларируемым), и к реально значимым ценностям. Так, Ч.Моррис различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием "ценностные ориентации", К. Клакхон же определяет ценности как аспект мотивации, а ценностные ориентации - как определенные концепции. [1]

    Ценностные  ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в  качестве стратегических жизненных  целей и общих мировоззренческих  ориентиров.

    Ценностные  ориентации - сложный социально-психологический  феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

    Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [2]. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Далее будут рассмотрены наиболее существенные из них, не претендуя при этом не полноту классификации.

    Прежде  всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, выделяют такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы.

    Ценностные  стереотипы отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или  иными социальными группами или  обществом в целом и осознаваемые им.

    Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ценных ориентаций разных социальных групп. Вместе с тем  очевиден большой индивидуальный разброс  в степени дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп: от единого недифференцированного "они" работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога.

 

    В качестве еще одной категории  ценностных представлений мы выделяем ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой  мы опирались на понятие "идеал".

      Смысл понятия ценностные идеалы  состоит в том, что человек  является не пассивным объектом  собственной ценностной регуляции,  а субъектом, который способен  оценивать собственные ценности  и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ценностными идеалами можно также говорить о ценностной перспективе.

    Ценностная  перспектива  отражает представления  человека о своих ценностях в  конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и  является своеобразной промежуточной  точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива.

    Ценностная  ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время  тому назад.

    Выделение разновидностей ценностных представлений  основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М.Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение [1].

    Ценностные  ориентации являются важнейшим компонентом  структуры личности. Наряду с другими  социально-психологическими образованиями  они выполняют функции регуляторов  поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

    Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались:

    • божественный или природный разум,
    • принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности,
    • универсальный закон сохранения вида,
    • этические нормы микросоциального окружения и общества в целом,
    • внутренняя психологическая природа человека .

    Ценностные  ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Формирование  и развитие ценностных ориентаций

 

    Формирование  и развитие систем личностных смыслов  и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный  и взаимодетерминирующий  характер. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

    По  мнению Рокич, ценности личности характеризуются  следующими признаками:

    - истоки ценностей прослеживаются  в культуре, обществе и личности;

    - влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных  феноменах, заслуживающих изучения;

    - общее число ценностей, являющихся  достоянием человека, сравнительно  невелико;

    -  все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

    -   ценности организованы в системы.

    Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

    - ценности – это понятия или  убеждения;

    - ценности имеют отношение к  желательным конечным состяниям  или поведению;

    - ценности имеют надситуативный  характер;

    - ценности управляют выбором или  оценкой поведения и событий;

    - ценности упорядочены по относительной важности.

    Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

    Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура  потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих  в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

    По  мнению большинства авторов, ценностные ориентации, определяя центральную  позицию личности, оказывают влияние  на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Информация о работе Ценностные ориентации группы и их формирование