Ценностные ориентации группы и их формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

Оглавление

Введение 3
Понятие и значение ценностных ориентаций 3
Формирование и развитие ценностных ориентаций 8
Возрастные особенности формирования ценностной ориентации. 11
Практическая часть 13
Заключение 18
Список используемых источников 19

Файлы: 1 файл

кр Ценностные ориентации .doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Ценностные  ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

    Психологическими  механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают  индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

    Ценностным  ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Возрастные  особенности формирования ценностной ориентации.

 

    В возрасте 15-18 лет складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. Отмечается, что юношеский возраст очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего  становлению  мировоззрения. 

    Период 18-23 лет  И.С. Кон называет поздней  юностью  или  началом  взрослости. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс трудовой деятельности. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять .

    Ценностные ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [1]. Этот статус преемственно связан самооценка статусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения.

    Ценностные ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностных ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности.

    В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в определённые общественные отношения с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и её ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения [4].

Практическая часть

 

    Для практической части контрольной работы я решила использовать методику и результаты исследования, проведенного на одном из семинаров по дисциплине «Теория организации» нашей группы.

    Целью такого исследования является выявление  ценностной ориентации всей группы. Узнать, насколько ценностные ориентации группы отклоняются от ценностных ориентаций ее членов и что влияет на их отклонения.

    Для достижения цели необходимо выполнить  ряд задач:

  1. Сформулировать 20 утверждений «Мы вместе любим» для каждой пары студентов.
  2. Сформулировать 20 утверждений «Мы вместе любим» для всей группы.
  3. Выявить, что происходит с ценностными ориентациями в групповой работе (генерализация, универсализация).
  4. Выявить групповые эффекты, с которыми столкнулась группа и выяснить, как с ними бороться.
  5. Определить коэффициент ориентированности группы на общение и задачу, коэффициент творчества, целей и ориентированности на внешнюю среду.

В связи  с большим количеством студентов  и утверждений (и их схожестью), мною будут рассмотрены 20 утверждений  двух пар студентов.

 
    1. а. 20 утверждений «Мы вместе любим» пары Левкина К.+ Вагнер Л.
      1. дождь
      1. ходить в кино
      2. блины
      3. розы
      4. выезжать на природу
      5. сладкое
      6. музыку
      7. путешествовать
      8. кататься на машине
      9. читать
      10. ночь
      11. море
      12. кататься на лошадях
      13. чемпионаты мира и Европы по футболу
      14. плавать
      15. новый год
      16. симпатичных парней
      17. собирать грибы
      18. рыбачить
      19. вечеринки

б. 20 утверждений  «Мы вместе любим» пары Буркова С. + Мохорова В.

      1. семью
      2. танцевать
      3. зеленый чай
      4. мандарины
      5. смотреть фильмы
      6. читать
      7. интернет
      8. праздники
      9. спорт
      10. музыку
      11. путешествия
      12. море
      13. ночной город
      14. солнечную погоду
      15. лето
      16. цветы
      17. котов
      18. спать
      19. веселиться
      20. сладкое
 
    1. 20 утверждений «Мы вместе любим» группы:
    1. Учебу, направленную на получение практических знаний
    1. Свою семью
    2. Друзей
    3. Путешествия, море
    4. Флиртовать
    5. Смотреть фильмы
    6. Мандарины
    7. Вечеринки
    8. Вкусно покушать
    9. Новый Год
    10. Секс
    11. Слушать музыку
    12. Ночной город
    13. Шутить, смеяться
    14. Симпатичных лиц противоположного пола
    15. Стильно одеваться
    16. Деньги
    17. Целоваться
    18. Удивляться, открывать для себя что-то новое
    19. Побеждать
 
    
  1. Что происходит с ценностями в групповой работе. Скорее всего, здесь происходит генерализация ценностей. Например, кто-то написал, что любит слушать Рок, кто-то любит клубную музыку, кто-то - попсу. В целом получилось, что мы все любим слушать музыку. Так же, например, с путешествиями. В парах мы писали, что любим походы, путешествия на машине по стране, путешествия в зарубежные страны. Генерализировав это, выяснилась любовь группы к путешествиям. Точно так же со спортом, фильмами, ночным городом и другими ценностями. Не исключена и универсализация ценностей. Когда, например, большинство написало, что любит фрукты, выяснилось, что все любят конкретно мандарины.
  2. На мой взгляд, группа столкнулась с эффектом группового мышления. Мне кажется, что в нашей группе в большинстве спорных вопросов часть одногруппников отказывается от своего мнения в пользу мнения большинства. Но это происходит в том случае, если мнение большинства действительно имеет веские аргументы. Есть и почти противоположный эффект- эффект меньшинства. Бывает, что меньшая часть группы (3-4 человека) могут убедить группу в правильности своих мыслей.

    Присутствуют  в группе  и стереотипы. То, что свойственно мужскому поведению, привычкам (например, смотреть футбол или пить пиво), в принципе, свойственно и поведению некоторых девушек. Но именно из-за стереотипа «мужское» vs «женское», девушки отмалчиваются (смотрят сериалы и любят шампанское).

    • Коэффициент ориентированности на задачу

    Коз=5/20=0,25

 
    • Коэффициент ориентированности на общение

    Коб=12/20=0,6

 

    Сравнивая эти два показателя, можно сказать, что смысл существования нашей  группы как целого - действительно  ориентирован больше на общение, чем решения каких-либо задач.  Совместные задачи в группе существуют только на уровне учебы- при разработке проектов по какой-либо дисциплине, создание подгрупп для выполнения заданий.

    • Коэффициент творчества

    Ктв=15/20=0,75

    Творческий  коэффициент действительно высок в нашей группе. На мой взгляд, каждый человек в моей группе- творческий. У кого-то это проявляется в музыке, танцах, театре, у кого-то – в способностях к иностранным языкам и математике, у кого-то – просто в стиле одежды или в том, как потратить деньги.

    • Коэффициент целей

    Кц=13/20= 0,65

    Какой бы ни была группа, и какими бы общими не были ее ценности, каждый человек  преследует свои собственные цели. С моей точки зрения данный коэффициент  показывает ориентированность на цели не всей группы, как целого, а то, что эта ориентированность, целеустремленность есть в каждом ее члене. Просто по совместно-определенным пунктам эти цели совпадают.

    • Коэффициент ориентированности на внешнее общение

    Квн= 14/20= 0,7

    Коэффициент в принципе высокий, но мне кажется, что относительно ориентированности на общение внутри группы он должен быть еще выше  и даже, скорее всего, подходить к единице.  Группа проводит время вместе практически только в стенах университета, либо за его пределами, но с целью выполнить какое-либо учебное задание.  В группе существуют небольшие неформальные подгруппы. Возможно, именно их общение и времяпрепровождение за стенами университета снижают данный коэффициент. Все же, у каждого человека в группе есть свой круг общения за ее пределами и, скорее всего, только учебный процесс и формирование состава группы еще на первом курсе обнадеживает, что мы - группа.

Заключение

 

    В заключении можно еще раз подчеркнуть, что ценности конкретной личности формируются  под влиянием социальной среды. Мною были рассмотрены ценности каждого человека группы ФБ-73 и группы в целом. Под влиянием групповых ценностей произошла генерализация индивидуальных ориентаций. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Список  используемых источников

 
  1. Ценностно- смысловые ориентации молодежи [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/56634789.html
  2. Ценности и ценностные представления. Мир психологии. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://hpsy.ru/script/golink.php?id=4246
  3. Д.А. Леонтьев "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании...", Психологическое обозрение #1, 1998. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://gumanitarist.narod.ru/14_zennostii.htm
  4. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности. Православное нравственное Богословие. [Эл. ресурс].- Режим доступа:

Информация о работе Ценностные ориентации группы и их формирование