Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:58, контрольная работа
Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.
Введение 3
Понятие и значение ценностных ориентаций 3
Формирование и развитие ценностных ориентаций 8
Возрастные особенности формирования ценностной ориентации. 11
Практическая часть 13
Заключение 18
Список используемых источников 19
Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).
Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.
Ценностным ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.
В возрасте 15-18 лет складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. Отмечается, что юношеский возраст очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения.
Период 18-23 лет И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс трудовой деятельности. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять .
Ценностные ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [1]. Этот статус преемственно связан самооценка статусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения.
Ценностные ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностных ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности.
В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в определённые общественные отношения с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и её ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения [4].
Для практической части контрольной работы я решила использовать методику и результаты исследования, проведенного на одном из семинаров по дисциплине «Теория организации» нашей группы.
Целью такого исследования является выявление ценностной ориентации всей группы. Узнать, насколько ценностные ориентации группы отклоняются от ценностных ориентаций ее членов и что влияет на их отклонения.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
В связи
с большим количеством
б. 20 утверждений «Мы вместе любим» пары Буркова С. + Мохорова В.
Присутствуют в группе и стереотипы. То, что свойственно мужскому поведению, привычкам (например, смотреть футбол или пить пиво), в принципе, свойственно и поведению некоторых девушек. Но именно из-за стереотипа «мужское» vs «женское», девушки отмалчиваются (смотрят сериалы и любят шампанское).
Коз=5/20=0,25
Коб=12/20=0,6
Сравнивая эти два показателя, можно сказать, что смысл существования нашей группы как целого - действительно ориентирован больше на общение, чем решения каких-либо задач. Совместные задачи в группе существуют только на уровне учебы- при разработке проектов по какой-либо дисциплине, создание подгрупп для выполнения заданий.
Ктв=15/20=0,75
Творческий коэффициент действительно высок в нашей группе. На мой взгляд, каждый человек в моей группе- творческий. У кого-то это проявляется в музыке, танцах, театре, у кого-то – в способностях к иностранным языкам и математике, у кого-то – просто в стиле одежды или в том, как потратить деньги.
Кц=13/20= 0,65
Какой бы ни была группа, и какими бы общими не были ее ценности, каждый человек преследует свои собственные цели. С моей точки зрения данный коэффициент показывает ориентированность на цели не всей группы, как целого, а то, что эта ориентированность, целеустремленность есть в каждом ее члене. Просто по совместно-определенным пунктам эти цели совпадают.
Квн= 14/20= 0,7
Коэффициент в принципе высокий, но мне кажется, что относительно ориентированности на общение внутри группы он должен быть еще выше и даже, скорее всего, подходить к единице. Группа проводит время вместе практически только в стенах университета, либо за его пределами, но с целью выполнить какое-либо учебное задание. В группе существуют небольшие неформальные подгруппы. Возможно, именно их общение и времяпрепровождение за стенами университета снижают данный коэффициент. Все же, у каждого человека в группе есть свой круг общения за ее пределами и, скорее всего, только учебный процесс и формирование состава группы еще на первом курсе обнадеживает, что мы - группа.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды. Мною были рассмотрены ценности каждого человека группы ФБ-73 и группы в целом. Под влиянием групповых ценностей произошла генерализация индивидуальных ориентаций. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.
Информация о работе Ценностные ориентации группы и их формирование