Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:00, доклад
У человека имеется набор ориентиров его жизнедеятельности. Это — многоуровневая система целей, к которым он стремится. Эти цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию относительно друг друга, в зависимости от их перспективы во времени и от важности. Такая диспозиция влияет на мотивы поведения. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить их направленность, точнее прогнозировать и стимулировать поведение. Методика изучения ценностных ориентации дает возможность получить информацию о системе целей жизни человека. Она принадлежит М. Рокичу и разработана в 1973 г. Ученый определяет ценности личности как «устойчивое убеждение в том,
Методика изучения ценностных ориентации по М. Рокичу
У человека имеется набор ориентиров его жизнедеятельности. Это — многоуровневая система целей, к которым он стремится. Эти цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию относительно друг друга, в зависимости от их перспективы во времени и от важности. Такая диспозиция влияет на мотивы поведения. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить их направленность, точнее прогнозировать и стимулировать поведение. Методика изучения ценностных ориентации дает возможность получить информацию о системе целей жизни человека. Она принадлежит М. Рокичу и разработана в 1973 г. Ученый определяет ценности личности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования»*. В этой связи ценностные ориентации делятся на две группы: терминальные — цели существования индивида, и инструментальные — способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни. Метод М. Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентации каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее предлагается методом прямого ранжирования: каждое определение ценности заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив испытуемому перечень ценностных ориентации в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 -и — для самой важной ценности, 2-й — для следующей по важности и т. д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Отдельно ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации.
Самой существенной проблемой
является определение состава
Терминальные ценности:
• активная деятельная жизнь
(полнота и эмоциональная
• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
• здоровье (физическое и психическое);
• интересная работа;
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
• любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);
• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
• наличие хороших и верных друзей;
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
• продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих
• развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
• развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
• счастливая семейная жизнь;
• счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
• творчество (возможность творческой деятельности);
• уверенность в себе
(внутренняя гармония, свобода от внутренних
противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности:
• аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);
• воспитанность (хорошие манеры);
• высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
• жизнерадостность (чувство юмора);
• исполнительность (дисциплинированность);
• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
• непримиримость к недостаткам в себе и других;
• образованность (широта знаний, высокая общая культура);
• ответственность (чувство долга, умение держать слово);
• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
• твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
• честность (правдивость, искренность);
• чуткость(заботливость);
• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
Обращаясь к рассмотрению эмпирического социологического подхода к анализу ценностей в зарубежной социологии, в первую очередь необходимо остановится на известной и широко используемой как в зарубежной, так и в отечественной практике концепции изучения ценностей населения М. Рокича.
Категория ценности, согласно концепции М. Рокича, является важнейшей в контексте социальных наук, поскольку феномен ценности оказывает непосредственное влияние на поведение и установки индивидов, как членов общества.
Ценность определяются М. Рокичем как <устойчивое убеждение в том, что определенный образ поведения или конечного состояния для индивида или общества предпочтительней, чем противоположный образ поведения или конечного состояния>[130]. Необходимо отметить, что сведение ценности к предпочтению ограничивает понимание данного феномена, не учитывает его специфических особенностей, природы и сущности.
Феномен <ценность> согласно концепции М. Рокича функционирует в действительности двумя способами: в качестве устойчивых убеждений относительно предпочтительного образа поведения, которые он называет инструментальными ценностями или ценностями-средствами и в качестве устойчивых убеждений относительно предпочтительного образа конечного состояния, названные им терминальными ценностями или ценностями-целями.
Для изучения ценностей населения М. Рокич выдвигает 18 терминальных ценностей - активная деятельная жизнь; жизненная мудрость; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общественное признание; познание; продуктивная жизнь; развитие; развлечения; свобода; счастливая семейная жизнь; счастье других; творчество; уверенность в себе; и 18 инструментальных - аккуратность; воспитанность; высокие запросы; жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; рационализм; самоконтроль; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность; эффективность в делах; чуткость.
Согласно методике М. Рокича эти ценности предоставляются респондентам для ранжирования. Методика М. Рокича является признанным и популярным инструментом изучения ценностей на Западе и в России. Ряд отечественных исследователей ценностной проблематики либо применяют ее в оригинальном виде, либо создают адоптированные варианты, либо используют некоторые методологические основания исследования М. Рокича.
Ядов
Одним из примеров адаптации методики М. Рокича отечественными социологами является авторитетное исследование ценностей населения, проведенное группой ученых под руководством В.А. Ядова.
Коллектив ученых под руководством В.А. Ядова обращается к исследованию ценностей в связи с работой над более масштабной проблемой - изучение механизмов саморегуляции поведения личности, а также возможности, исходя из этих знаний, прогнозировать будущее поведение индивида.
В качестве исходной гипотезы исследования выдвигается предположение о существовании диспозиционной системы личности (диспозиции личности определяются как <фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия действительности, а также действовать в этих условиях определенным образом>)[131], в рамках исследования которой и изучались ценности.
Ценности, конкретизируемые в производных
от них ценностных ориентациях, совместно
с общей направленностью
Определяя ценность, В.А. Ядов ориентируется на трактовку этого феномена М. Рокича. Ценности также разделяются им на терминальные и инструментальные. В рамках концепции В.А. Ядова даются следующие определения терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности определяются как ценности, согласованные с жизненными идеалами, которые представляют собой <социально-политический и нравственный образ желаемого будущего>[132]. Инструментальные ценности трактуются как ценности средства - представления <о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона>[133]. Проблематичность использования такого определения связана с тем, что сведение ценностей и норм в одно понятие, как это делается при определении инструментальных ценностей, является спорным теоретическим положением. Нормы, выступая также как и ценности основанием мотивации человеческой деятельности, имею определенную специфику. Соблюдение индивидом норм регулируется применением положительных и отрицательных санкций, тогда как приверженность ценностям не имеет такого ярко выраженного принудительного характера. Таким образом, ценности можно отнести к средствам внутреннего контроля над человеческой деятельностью, а нормы к средствам внешнего контроля. Определение терминальных ценностей через их согласованность с социально-политическим нравственным идеалом также вызывает теоретико-методологические проблемы по причине неоднозначности и сложности определения последнего термина.
В качестве инструмента изучения ценностей в этом исследовании применяется методика М. Рокича, которую коллектив под руководством В.А. Ядова адоптирует исходя из представлений о специфики советской действительности (1/3 ценностей из 36 категорий, разработанных М. Рокичем, заменяются).
Характеризуя особенности
В этом исследовании сущность и природа категории <ценность> практически не рассматривается, а ее определение дается через отождествление с нормой: <Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях>[134]. Отождествление ценностей и норм, которое имеет место в данном определении, вызывает те же теоретико-методологические сложности, о которых упоминалось выше применительно к определению ценностей, данного В.А. Ядовым.
Для изучения ценностей россиян разрабатывается список из 14 ценностей - жизнь человека, свобода, нравственность, общение, семья, работа, благополучие, инициативность, традиционность, независимость, самопожертвование, авторитетность, законность, вольность, состояние которых изучается.
Таким образом, в рамках эмпирического социологического подхода к анализу ценностей, как в зарубежной, так и в отечественной социологии, основной задачей является выработка методики изучения ценностей, а глубокого интереса к сущностным и функциональным особенностям данного феномена не наблюдается, следствие чего - возникновение сложностей при формулировании определения ценности, а, следовательно, конкретизации предмета изучения.
Информация о работе Методика изучения ценностных ориентации по М. Рокичу