Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа
Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.
Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89
Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие – это уровень и некоторые другие особенности7.
Государственную и муниципальную службу связывает много сходных черт, но, благодаря организационной обособленности местного самоуправления от государственной власти, интерес представляют различия в содержании этих двух видов деятельности.
Первое отличие государственной службы от службы муниципальной лежит в содержании деятельности, которую осуществляет муниципальный служащий. Это выражается в том, что муниципальный служащий одновременно исполняет как властные полномочия - регулирование общественных отношений на подведомственной органу власти территории, так и хозяйственные - непосредственное управление муниципальным хозяйством.
Второе отличие (по объему компетенции персонала) выделяется при помощи метода сравнительного анализа двух понятий – «государственная служба» и «муниципальная служба». Под государственной службой в статье 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» понимается «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».
Под муниципальной службой в статье 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ» понимается «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной». Муниципальная должность, в свою очередь согласно статье 1 этого же закона, образуется «в соответствии с Уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного органа местного самоуправления»8.
Обратим внимание на то, что государственный служащий в отличие от муниципального, не наделен правом непосредственного исполнения полномочий соответствующего органа. Главной чертой современной концепции государственной службы является то, что государственная служба соотносится с обслуживанием политических должностных лиц, а не с целями и функциями государства.
Муниципальная служба не соотнесена жестко с обслуживанием высшего должностного лица муниципального образования. Муниципальная служба нацелена на решение вопросов местного значения. Гражданин РФ, занимающий муниципальную должность, или непосредственно исполняет полномочия, предусмотренные Уставом муниципального образования, или обеспечивает его исполнение органом местного самоуправления (в зависимости от того, что за вопрос, в чьей компетенции он находится)9.
Основными принципами муниципальной службы являются:
И государственная, и муниципальная служба относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Считается, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
ФЗ «О государственной гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо «государственной гражданской муниципальной службе» речи в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной11.
Но существуют и другие мнения по этому поводу. Так, Ю.Н. Старилов относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих12.
Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется в статье 7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
Граждане Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая – органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории).
При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ14.
Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:
Глава местного самоуправления или депутат представительного органа занимают муниципальные должности, но не находятся на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. Не относится к муниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и другие), поскольку эти работники не исполняют полномочий местного самоуправления.
Критерием доступа к муниципальным должностям может быть только наличие у работника профессионального образования, квалификации и в некоторых случаях стажа работы по специальности. Прием на муниципальную службу может осуществляться: на условиях назначения, договора или контракта (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного лица, работу которого будет обеспечивать муниципальный служащий, или на иных условиях16.
Должностные права и обязанности муниципального служащего по-прежнему устанавливаются должностной инструкцией, а не должностным регламентом, как для государственных служащих, что противоречит Концепции административной реформы в Российской Федерации17.
Успешность деятельности муниципальных (государственных) служащих определяется степенью профессионализма, гражданской компетентностью и уровнем развития психологической компетентности, позволяющей эффективно управлять стратегией собственного профессионального поведения, моделировать саморазвитие и выстраивать конструктивное взаимодействие с людьми и организациями18. Центральной личностной компетенцией муниципального служащего справедливо можно считать профессиональную мотивацию, базирующуюся на ценностных ориентациях субъекта. Ее содержательные, качественные особенности не только определяют профессиональное поведение служащего, но и оказывают большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к местным структурам в целом.
В последнее время существенно возрастают требования общества к содержанию и качеству профессиональной деятельности муниципального служащего, усложняются требования к квалификации, профессиональным и личностным особенностям чиновников. Во многом от соответствия или несоответствия муниципального служащего занимаемой должности зависит качество выполняемой им работы, эффективность его деятельности.
Задача психологического анализа муниципальной службы как профессиональной деятельности актуальна и имеет ярко выраженную прикладную направленность.
Прежде чем рассмотреть этот вопрос необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.
Муниципальная служба, как это определено в законодательстве Российской Федерации, представляет собой профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной19.
С другой стороны, муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности муниципальных служащих, определяемый разделением труда в сфере муниципального управления, обособлением определенной группы трудовых отношений20.
Исходя из вышеуказанного определения муниципальной службы, можно выделить основные ее признаки:
- это особый вид публичной службы, то есть служба в органах местной публичной власти;
- профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);
- деятельность по исполнению полномочий этих органов, то есть деятельность служащих, находящихся в подчинении муниципального образования;
- деятельность, организуемая на постоянной основе, то есть муниципальные служащие осуществляют полномочия органов местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). “Постоянная основа” деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, её стабильность21.
По законодательству муниципальная служба основана на следующих принципах:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
- профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
- стабильность муниципальной службы;
- доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
- ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность муниципальной службы22.
Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.
Муниципальная служба призвана выполнять функции:
- мониторинга общественных потребностей и интересов;
- выявления и анализа негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере;
- обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб;
- долгосрочного и текущего планирования, прогнозирования;
- организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации;
- контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений23.
По своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность. От имени муниципального органа «муниципальная служба в рамках законодательства использует такие методы административной власти, как планирование, прогнозирование, управление, организацию, контроль. С помощью муниципальной службы проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания органов местного самоуправления»24.
В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление трудно предсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, система муниципального управления является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе знаний муниципального служащего следует отнести не только углубленное знание данного региона, его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной. Подготовка муниципальных служащих должна включать в себя получение знаний по следующим дисциплинам: экономическая теория, государственное регулирование, экономика, маркетинг, менеджмент и другие25.