Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа
Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.
Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89
- в дипломном проекте мы предполагаем, что ценностные ориентации муниципальных служащих могут служить критериями эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.
В ст..2 Устава городского округа город Рыбинска, принятого Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.03.2006г. №31 (в редакции решений от 27.04.2006 №41, от 27.09.2007г. №156, от 31.03.2011г. №83), дается определение Городского округа город Рыбинск как муниципального образования Ярославской области, имеющего статус городского округа, образованного Законом Ярославской области от 21 декабря 2004 года № 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» в административных границах города Рыбинска57.
На основании ст.4 Устава, Административной границей города Рыбинска является условная линия, определяющая пределы территории города Рыбинска и отделяющая его территорию от территорий других муниципальных образований Ярославской области. Территория города Рыбинска является неотъемлемой частью территории Ярославской области, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территорию города Рыбинска составляют исторически сложившиеся, земли в границах городской черты, в том числе необходимые для развития города земли общего пользования, рекреационные земли, земли водного фонда, находящиеся внутри границ города Рыбинска, независимо от форм собственности и целевого назначения. Официальным документом, фиксирующим границы города Рыбинска, является описание линии границ города Рыбинска, составными частями которого являются картографические материалы, фиксирующие прохождение границ города Рыбинска. Административным центром городского округа город Рыбинск – местом нахождения органов местного самоуправления – является город Рыбинск.
Город Рыбинск имеет официальные символы - герб, флаг, отражающие историю, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Ярославской области и нормативными правовыми актами Муниципального Совета города Рыбинска58.
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у муниципальных служащих проводилось в несколько этапов.
I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск (январь – февраль 2013г.).
II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск предусматривающий анкетирование 35 муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск (март 2013 г.), форма анкеты представлена в приложении 1.
III этап – анализ исследований ценностных ориентаций, составление таблиц, графиков ,выводы и т.д. (март-апрель 2013г.)
IV этап – оформление дипломного проекта (апрель-май 2013 г.).
V этап – защита дипломного проекта (июнь 2013 г.).
Исследование ценностных ориентаций муниципальных служащих было проведено в администрации городского круга город Рыбинск. Субъектами исследования являлись муниципальные служащие администрации городского округа город Рыбинск в количестве 35 человек. Возраст респондентов по материалам анкетирования составляет от 23 до 60 лет.
Соотношение исследуемых муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск составляет 77% - женщины, 23 % - мужчины. Специальности и квалификации по образованию муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск представляют собой 37 % от числа испытуемых юристы; 37 % - инженеры; 26 % - менеджеры-экономисты. Общий трудовой стаж респондентов составляет от 9 месяцев до 38 лет, из них стаж муниципальной службы – от 9 месяцев до 30 лет. По должностям муниципальной службы 51 % испытуемых занимают старшие должности муниципальной службы; 40 % - ведущие должности; 9 % - младшие должности муниципальной службы. Объективные данные муниципальных служащих отражены в приложении 2.
В дипломном проекте был использован эмпирический метод исследования – анкетирование. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок59.
Для исследования ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск нами были использованы следующие методики:
Опросник личностный. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Основывается на 2-х предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.
В целом конструкция опросника дает возможность пользователю ответить на три основные вопроса:
- какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида;
- какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида;
- в какой жизненной сфере преобладают терминальные ценности, реализованные в наибольшей степени.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности60.
Перечень жизненных ценностей включает:
- собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
- высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования;
- креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
- активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
- развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
- достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;
- духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
- сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова61.
Перечень жизненных сфер:
- сфера профессиональной жизни;
- сфера обучения и образования;
- сфера семейной жизни;
- сфера общественной активности;
- сфера увлечений.
Респондентам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Необходимо оценить каждое из утверждений опросника по 5-бальной шкале следующим образом:
- 1 - если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;
- 2 - если для Вас это имеет небольшое значение;
- 3 - если для Вас это имеет определенное значение;
- 4 - если для Вас это важно;
- 5 - если для Вас это очень важно.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич различает два класса ценностей62:
- терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, что бы к ней стремиться;
- инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. На первом этапе в списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, затем набор инструментальных ценностей. На втором этапе необходимо выбрать из каждого списка 10 наиболее значимых ценностей, выписать их с указанием номера в списке и литера списка, проранжировать их вместе (все 20 качеств). На третьем этапе необходимо выписать 10 наиболее важных ценностей.
Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (список ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым63.
Целью данного тестирования является получение ответа на 3 вопроса:
- какие терминальные ценности являются преобладающими в жизни муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск;
- какие жизненные сферы наиболее значимы для муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск;
- в какой жизненной сфере преобладают терминальные ценности, реализованные в наибольшей степени.
В таблице 3.1 представлены результаты исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск по наиболее важным терминальным ценностям и сферам.
При интерпретации полученных данных учитывалось, что в первую очередь интерпретации подлежат показатели, выходящие за пределы диапазона от 4 до 7 стенов, т.к. все показатели, находящиеся в этом диапазоне, можно считать близкими к среднему значению. Первоначальные данные по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» предоставлены в приложении 3.
Таблица 3.1
Результаты исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск по наиболее важным ценностям и жизненным сферам
Ценности |
% | |
Терминальные ценности |
Собственный престиж |
42 |
Высокое материальное положение |
37 | |
Креативность |
28 | |
Активные социальные контакты |
39 | |
Развитие себя |
43 | |
Достижения |
47 | |
Духовное удовлетворение |
50 | |
Сохранение собственной индивидуальности |
34 |
Продолжение табл. 3.1
Ценности |
% | |
Жизненные сферы |
Сфера профессиональной жизни |
50 |
Сфера обучения и образования |
49 | |
Сфера семейной жизни |
44 | |
Сфера общественной жизни |
29 | |
Сфера увлечений |
27 |