Профессиональная ориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:58, доклад

Краткое описание

Профессиональная ориентация, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В СССР и др. социалистических странах П. о. — часть системы коммунистического воспитания, одно из средств рационального распределения трудовых ресурсов. П. о. способствует всестороннему развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения.

Файлы: 1 файл

38 Профессиональная ориентация.docx

— 20.33 Кб (Скачать)

38Профессиональная ориентация

Профессиональная  ориентация, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В СССР и др. социалистических странах П. о. — часть системы  коммунистического воспитания, одно из средств рационального распределения  трудовых ресурсов. П. о. способствует всестороннему развитию личности, раскрытию  её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения. В СССР работа по П. о. началась ещё в 20-х гг. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро профессиональной консультации (в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле и др.), Межведомственный координационный совет по профессиональному подбору и профессиональной консультации, специальные лаборатории и кабинеты П. о. включает ознакомление молодёжи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных народному хозяйству профессий; формирование определённой профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление П. о. — формирование у молодёжи интереса к рабочимспециальностям. С П. о. тесно связаны профессиональный отбор, профессиональная адаптация. П. о. осуществляется с учётом составляемых в масштабе республик и областей планов приёма учащихся средних школ в профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения. Ведущая роль в П. о. учащихся принадлежит средней общеобразовательной школе, где П. о. — органическая часть учебно-воспитательного процесса (изучение основ наук, политехническое образование, трудовое обучение и воспитание). П. о. учащихся старших классов, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии, ознакомление с трудовыми процессами и содержанием трударабочих на предприятиях — основные задачи межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые создаются исполкомамигородских и районных Советов депутатов трудящихся с участием промышленных и с.-х. предприятий, государственных и кооперативных организаций и находятся в ведении органов народного образования. Для учащихся проводятся экскурсии на производство и в учебные заведения, индивидуальные и групповые профессиональные консультации, встречи с представителями разных профессий; осуществляется изучение школьников путём наблюдений, опросов, анкетирования. В работе по П. о. школе помогают предприятия, профессионально-технические, средние специальные и высшиеучебные заведения (дни открытых дверей, кружки, олимпиады и др.), специальные профориентационные учреждения (создаваемые главным образом в системе народного образования), комиссии по трудоустройству молодёжи и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов депутатов трудящихся, общественные организации и др., радиовещание, телевидение, периодическая печать. Издаётся литературапо вопросам теории и практики П. о.руководят работой по П. о. органы народного образования, профтехобразования и по использованию трудовых ресурсов. В республиках, краях и областях, городах и районах функционируют межведомственные советы по П. о.

Широкое развитие практическая и научно-исследовательская  работа по П. о. получила и в др. социалистических странах. В крупных капиталистических  странах П. о. стала одним из направлений  деятельности буржуазного государства  в области экономического и социального  распределения кадров в интересах  развития капиталистического производства, идеологического воздействия на молодежь. Работа по П. о. в общеобразовательных  школах включает изучение подростков (применяются различные методы определения  профессиональной пригодности, особенно распространены испытания с помощью тестов), ознакомление учащихся с профессиями, рынком труда, возможностями получения профессиональной подготовки. Биржи труда и специальные профориентационные учреждения направляют эту работу, осуществляют групповое и индивидуальное консультирование учащихся. Организована подготовка кадров по П. о. на курсах и в специальных учебных заведениях. Общее руководство работой по П. о. принадлежит, как правило, министерствам труда. Важное значение придается разработке характеристик профессии и их классификации. Регулярно выпускаются справочники (словари), содержащие сведения о профессиях, о текущих и перспективных потребностях в кадрах, путях получения специальности.

.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 
 
Трудовая экспертиза, решая вопрос, на какой работе данного человека лучше использовать, путем прогнозирования его способностей и соответствия требованиям той или иной профессии, одновременно с этим решает все свои основные задачи, сводящиеся, по существу, к профессиональной ориентации. 
Профессиональная ориентация — это система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор человеком своего трудового пути и по сути дела — определение своего места в жизни. 
Значение этого было понятно давно. Но только в условиях социалистического общества такой выбор стал неограниченным. Он не ограничен ни классовой принадлежностью, как при капитализме, ни имущественным положением, ни местом жительства, ни наследством, ни сложностями трудоустройства, а обусловливается только собственными призванием, образованием и способностями. 
Склонности и желания у молодого человека, тем более у подростка, переменчивы и обычно превышают возможности. Школьники, кончающие VIII класс, получают образование, уже дающее возможность выбирать любую профессию. Способности же у них еще только развиваются, и часто неизвестно, в каком направлении пойдет их развитие. Все это чрезвычайно усложняет профессиональную ориентацию. 
Народному хозяйству страны требуются кадры по тысячам профессий и специальностей, все более высокой квалификации и вполне способные работники. Поэтому в решении проблемы профессиональной ориентации заинтересованы не только сами подростки и их родители, но и партийные, комсомольские, профсоюзные организации, органы Советов и хозяйственного управления и в первую очередь — учебные заведения всех профилей и систем. 
Решение проблемы профессиональной ориентации усложняется еще и тем, что ошибки в выборе профессии чреваты тяжелыми последствиями для тех, кто их допускает, и в целом для социалистического общества. Неудачи в выборе профессии травмируют психику неудачников, а они, в свою очередь, наносят обществу ущерб низкой производительностью труда и текучестью рабочих кадров. 
Все это вместе взятое делает проблему профессиональной ориентации молодежи насущной государственной задачей, которая решается путем политического образования в школе, дающего возможность ориентировать учащихся в разнообразных профессиях, профессионального просвещения и профессиональной пропаганды посредством печати, кино, радио и телевидения, профессиональной консультации, определяющей способности подростка и дающей рекомендации относительно выбора профессии, а также путем профессионального отбора по способностям и профессиональной адаптации — биологической — путем привыкания к условиям физической среды — и социальной — путем постепенного вхождения в профессию через профессиональное обучение и включение в производственный коллектив. 
Взаимосвязи форм профессиональной ориентации показаны на схеме «треугольника профориентации». Одна сторона его — хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Эти требования часто бывает легче сформулировать как медицинские и психологические противопоказания к различным профессиям. И этим вопросом занимается сравнительная профессиография. 
Вторая его сторона — знание рынка возможного труда, потребности общества (и более узко — города, района) в тех или иных специалистах. Это по сути экономическая и социологическая проблема, но без нее профориентация невозможна. 
Третью его сторону и основание всей работы по профориентации составляет знание особенностей личности и прежде всего способностей и призвания в целом ориентируемого. 
В смежном углу данных о профессиях и рынке труда лежит та форма профориентации, которая называется профпросвещением. Оно включает в себя и профпропаганду — привлечение внимания молодежи к тем нужным обществу и государству профессиям, в которых отмечается недостаток кадров, и формирование у нее интересов и стремлений к этим профессиям. 
В смежном углу данных сравнительной профессиографии и данных о способностях ориентируемой личности лежит профконсультация. Основная ориентировка молодежи в профессиях осуществляется стихийным влиянием среды: родителей, знакомых, друзей, школьных и уличных товарищей. Их оценки профессий оказывают большое влияние на подростков. Второе по значимости влияние производят на них художественная литература, кинофильмы и телевизионные передачи — те изних, которые вызывают у подростков наиболее сильные впечатления и эмоции. Вот почему в детстве большинство мальчиков хотят быть моряками, летчиками, разведчиками, геологами, космонавтами, а девочки — преимущественно артистками, врачами, кулинарами и портнихами. 
Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное политехническое образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства. Любые профессии для общества важны, а для работающих — почетны и могут удовлетворять их потребность в труде. Различие отношений к ним обусловливается общественными оценками — их престижем, личными интересами, желаниями и склонностями, а все это создается в результате влияния социальной среды и самооценок своих способностей. 
Призвания, как интересы, склонности и желания в их сочетании с имеющимися способностями к тем или иным профессиям, надо преднамеренно вызывать у учащихся и всемерно стимулировать. Нельзя ограничиваться только поднятием интереса к уровню общего образования, безотносительно к конкретным профессиям. При такой беспредметной ориентировке почти все учащиеся стремятся только к высшему образованию, а потом большинство из них терпят неудачи, теряют уверенность в своих силах и переживают это как крушение надежд и бесперспективность. 
Средняя школа осуществляет профориентацию «от себя». Профориентацию «на себя» ведут профессионально-технические учебные заведения и предприятия промышленности, транспорта и сельского хозяйства, заинтересованные в привлечении и закреплении молодых кадров, в борьбе с их текучестью. Вот почему не только школа, но и все учреждения и предприятия, заинтересованные в кадрах, ведут профпросвещение и профпропаганду. 
Особенно велика в профориентации роль профессионально-технических училищ. Они могут и должны: по согласованию с органами народного образования консультировать учителей и учащихся школ по вопросам характеристик профессий, а также условиям обучения в училищах и работы на предприятиях по данным профессиям; популяризировать профессии и училища, а также трудовые достижения своих выпускников, работающих на предприятиях, через печать, радио, кино и телевидение; проводить «дни открытых дверей», широко оповещая о них молодежь, родителей и учителей школ; организовывать постоянно действующие и временные выставки производственных изделий своих учащихся и предметов их технического творчества и дежурства преподавателей и мастеров училищ на постоянно действующих в районе или городе консультационных пунктах профориентации молодежи и родителей; активизировать личную переписку учащихся с их товарищами по постоянному месту жительства с целью разъяснения им сущности осваиваемой профессии, а также условий обучения и работы на предприятии; держать постоянную связь с местными Советами и комитетами комсомола во вопросам привлечения молодежи к обучению в училище и дальнейшего трудоустройства. 
 
Проверка усвоения сущности и задач профессиональной ориентации молодежи:  
1. Что входит в понятие «профессиональная ориентация»?  
2. Чем усложняется профориентация советской молодежи?  
3. Кто занимается профориентацией?  
4. Посредством каких форм осуществляется профориентация?  
5. Почему вредно ориентировать молодежь на уровень общего образования?  
6. Перечислите мероприятия профтехучилищ по профориентации.

Информация о работе Профессиональная ориентация