Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.

Оглавление

Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89

Файлы: 1 файл

Роль ценностных ориентаций.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

На втором этапе проведения исследования требовалось выбрать из списка терминальных и инструментальных ценностей 10 наиболее значимых, выписать их с указанием номера в списке и литера списка, проранжировать их вместе (все 20 качеств). На третьем этапе необходимо выписать 10 наиболее важных ценностей.

Результаты исследования показали, что наиболее важными жизненными ценностями являются такие терминальные ценности, как здоровье (физическое и психическое) – 71,42 % респондентов поставили эту ценность на первое место; счастливая семейная жизнь – 37,14 % испытуемых присвоили этой ценности второе и третье места, материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 34,25 % муниципальных служащих поставили указанную ценность на четвертое и пятое место.

Таким образом, проведя эмпирическое исследование по методике М.Рокича, можно сделать вывод о том, что наиболее важной жизненной ценностью для муниципальных служащих, как для всех людей, является здоровье. Причем с возрастающей популярностью здорового образа жизни эта ценность приобретает первостепенное значение. Глава городского округа город Рыбинск Ю.В. Ласточкин в настоящее время уделяет первостепенное значение вопросам здравоохранения и спорта. Безусловным достижением социальной политики города можно считать снижение на 15% общей заболеваемости населения, а также смертности от инфаркта миокарда - на 28%, в трудоспособном возрасте - в 2,3 раза. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в Рыбинск поступило медицинское оборудование на 38,6 миллионов рублей. В учреждениях здравоохранения проведены ремонты, созданы профильные больницы, открыты пункты оказания неотложной медицинской помощи при пяти взрослых поликлиниках, центры здоровья для взрослых и детей.

 

3.3 Процедура оценки эффективности профессиональной

деятельности муниципальных служащих администрации

городского округа город Рыбинск

 

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Ярославской области от 27.06.2007 № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области», Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.10.2008 № 285 «О Положении о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа город Рыбинск» в апреле 2009 года была проведена аттестация муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск и структурных подразделений администрации в соответствии с распоряжением Главы городского округа город Рыбинск от 04.03.2009г.       № 104-к «О проведении аттестации муниципальных служащих». Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Отзыв содержит следующие сведения о муниципальном служащем:

- фамилия, имя, отчество;

- замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

- перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых принимал участке муниципальный служащий;

- мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств муниципального служащего и результатов служебной деятельности.

Оценка служебной деятельности муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед органами местного самоуправления и соответствующим структурным подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности и эффективности. При этом должны учитываться профессиональные знания муниципального служащего, опыт работы муниципального служащего, повышение квалификации и переподготовка, соблюдение муниципальным служащим ограничений, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральным законодательством о муниципальной службе, а также в отношении соответствующей группы должностей - организаторские способности. В ходе аттестации может проводиться анкетирование или собеседование. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

- соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

- не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, о повышении их в должности, включении в кадровый резерв в порядке должностного роста, а в случае необходимости - рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

Численность муниципальных служащих в администрации городского округа город Рыбинск и ее отраслевых (функциональных) органах  на момент проведения аттестации составляла 370 человек, из них подлежали аттестации 228 человек. Аттестация проведена в отношении 224 муниципальных служащих. По результатам аттестации комиссией принято решение, что 221 муниципальный служащий соответствуют  замещаемой должности муниципальной службы, показав в целом высокий профессиональный уровень и компетентность. 16 человек включены в кадровый резерв в порядке должностного роста. В отношении 3 муниципальных служащих, комиссией вынесено решение о несоответствии замещаемой должности муниципальной службы. 3 человека на момент аттестации находились на больничном листе, 1 – в очередном отпуске.

Нами были рассмотрены аттестационные листы муниципальных служащих, форма которых была утверждена Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.10.2008 № 285 «О Положении о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа город Рыбинск», форма аттестационного листа указана в Приложении 5. Критерии, по которым оценивается эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих, в аттестационных листах отсутствуют.

В настоящее время при проведении аттестации учитывается оценка личностных качеств муниципального служащего по отзыву руководителя, однако мы считаем это крайне субъективным суждением. В аттестационных листах отсутствуют критерии, по которым оценивается эффективность профессиональной деятельности, поэтому провести классификацию муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности не представляется возможным.

3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического

исследования

 

Для статистической обработки результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск был использован  t-критерий Стьюдента. Групповые выборки являются связными и равными по численности.

После проведения расчетов по результатам эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей» нами были получены статистические данные, которые представлены в приложении 6.

Таким образом, при обработке и статистическом анализе показателей, характеризующих терминальные ценности мы можем сделать следующие выводы:

Значимость для муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск терминальной ценности «собственный престиж» ниже значимости «высокое материальное положение» и существенно ниже значимости терминальных ценностей «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворения».

Значимость терминальной ценности «высокое материальное положение» существенно выше значимости терминальной ценности «креативность», выше значимости ценности «сохранение собственной индивидуальности» и ниже значимости ценностей «достижения», «духовное удовлетворение».

Значимость терминальной ценности «креативность» ниже значимости терминальной ценности «активные социальные контакты», и значительно ниже значимости ценностей «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворение».

Значимость терминальной ценности «активные социальные контакты» значительно ниже значимости ценностей «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворение».

Значимость терминальной ценности «развитие себя» ниже значимости ценности «духовное удовлетворение» и существенно выше значимости ценности «сохранение собственной индивидуальности». Значимость терминальных ценностей «достижения» и «духовное удовлетворение» существенно выше значимости ценности «сохранение собственной индивидуальности».

При обработке и статистическом анализе показателей, характеризующих жизненные сферы мы можем сделать следующие выводы:

Значимость жизненной сферы «профессиональная жизнь» выше значимости сферы «обучение и образование» и существенно выше значимости сфер «семейная жизнь», «общественная жизнь», «увлечения». Значимость жизненной сферы «обучение и образование» существенно выше значимости сфер «общественная жизнь», «увлечения». Значимость сферы «семейная жизнь» существенно выше значимости сфер «общественная жизнь» и «увлечения».

 

Заключение

 

Данная дипломная работа была посвящена исследованию ценностных ориентаций современных муниципальных служащих. В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что ценностные ориентации муниципальных служащих могут служить критериями эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих. Предполагаемый результат: попытка классификации муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности.

В ходе проведения исследования указанная гипотеза подтвердилась, то есть существует наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности. Ценностные ориентации муниципальных служащих, занимающие первоочередное значение, соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов местного самоуправления, отражают специфику, признаки и принципы муниципальной службы. 

В результате проведенного теоретического анализа проведен психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих, выявлены и рассмотрены противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы.  Рассматривая вопрос о критериях эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих, можно сделать вывод о том, что четких критериев оценки эффективности деятельности муниципальной службы не существует.

Для проведения исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих были использованы методики «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данные опросники отвечают необходимым критериям надежности и валидности, рекомендованы для использования в области профессионального консультирования, а также в полной мере отражают тему дипломного проекта.

В ходе решения эмпирических задач обозначен приоритет терминальных ценностей «здоровье», «духовное удовлетворение» и «достижения». Ценности «духовное удовлетворение» и «достижения» в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы, и могут служить одними из показателей их профессиональной эффективности. Выделены такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни, обучения и образования, что говорит о высокой значимости профессиональной деятельности, повышению уровня своей образованности, расширения кругозора, что в полной мере отражает специфику деятельности муниципальных служащих. Распределение терминальных ценностей внутри жизненных сфер показало, что респонденты стремятся к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни, повышению профессиональной квалификации, стремлению достигать конкретных и ощутимых результатов, имеют желание войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащих к различным социальным группам, стремятся через общественную деятельность реализовать свое искреннее желание сделать жизнь общества как можно более благополучной – что является, на наш взгляд, главной задачей органов местного самоуправления.

Рассмотрена процедура оценки эффективности профессиональной  деятельности на примере аттестации муниципальных служащих, выявлено отсутствие в аттестационных листах критериев, по которым оценивается эффективность профессиональной деятельности, поэтому классификация муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности в настоящий момент не возможна.

Таким образом, поставленные в дипломном проекте задачи решены полностью, цели нашего исследования достигнуты. Но проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих, хотя сделано основное – акцентировано внимание на значимости личностных особенностей (ценностных ориентаций) в деятельности муниципальных служащих.

Созданная в дипломном проекте теоретическая и экспериментальная база позволяет продолжить исследования в этой области. Перспективой исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих будет являться утверждение четких критериев оценки эффективности деятельности муниципальной службы и использование их для оценки персонала, что позволит прогнозировать успешность выполнения профессиональной деятельности и качественно осуществлять подбор кадров.

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004.31 июля.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003.31 мая.
  3. Российская Федерация. Законы. «О муниципальной службе в Российской Федерации» Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007, № 10.
  4. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 № 607// Собрание законодательства РФ. 2008, № 18.
  5. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"
  6. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
  7. Устав городского округа город Рыбинска, принятый Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.03.2006г. №31 (в редакции решений от 27.04.2006 №41, от 27.09.2007г. №156, от 31.03.2011г. №83)
  8. Ярославская область. Муниципальный Совет городского округа г. Рыбинск. Решение «О классных чинах муниципальной службы» от 27.10.2010 N 57 // Рыбинские известия.2010, № 86.
  9. Акимова Е.Ю. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности государственных служащих/Е.Ю. Акимова. – В мире научных открытий. – Красноярск. – 2010. № 4 (10). – Ч.2. – с.79-81.
  10. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М.,1999.
  11. Боженов С., Харченко К. Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров//Управление персоналом. 2009. № 6. – 217 с.
  12. Бурмистров А.П. Формирование персонала государственных служащих: отечественный и мировой опыт//Государственная служба
  13. Вебер М. Избранное: Образ общества: пер. с англ. М.: Юрист, 1994. -702 с.
  14. Верховенство права: Пер с англ.-М.: Пргресс-Универс, 1992.212с.
  15. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М.,2008. – 116 с
  16. Государственная и муниципальная службы РФ: краткая история, понятие, признаки [Электронный ресурс] // http://sibags.narod.ru, дата обращения 28.02.2011
  17. Государственный служащий как человек и профессионал: Ин-форм. бюл. № 2 / РАГС при Президенте РФ; Гл ред. Бойков В.Э.-М.,1996.- 76 с.
  18. Государственный служащий современной России: Социально-политический анализ деятельности и ценностные ориентации/ Севе-ро-Кавказ. акад. гос. службы.-Ростов н/Д., 1997.- 319 с
  19. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ./Предисл. Б.З.Мильнера.-М.:Экономика, 1991.-319 с.
  20. Гурней Б. Введение в науку управления/ Пер. с фр. Г.С.Яковлев; Ред. и вступ. ст. М.И.Пискотина.-М.: Прогресс, 1969.- 430 с.
  21. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 118 с.
  22. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 512 с.
  23. Кадровый потенциал органов власти региона: инновационные методы формирования и развития: материалы круглого стола (г. Рыбинск, Ярославской области, 26 ноября 2009 г.)/под науч.ред. Е.Л. Саксоновой, Е.А. Акимовой. – Рыбинск, 2010, - 63 с.
  24. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа //В.А. Мальцев. – М. – Н. Новгород: Изд-во ВВГАС, 1995. – 177 с.
  25. Местное самоуправление. Учебное и научно – практическое пособие / В.И. Васильев. – М.: 1999. – 453 с.
  26. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 718 с.
  27. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shishkin.isu.ru, свободный.
  28. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998. – 630 с.
  29. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» [Электронный ресурс] // http://gestalt.dhttp://gestalt.dn.ua.
  30. Охотский Е.В., Игнатов В.Г., Лытов Б.В. и др. Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998. – 508 с
  31. Панькова А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего// ЧиновникЪ, 2000 № 199 № 4.
  32. Поваренков Ю.П., Угарова М.Г. Профессиональное самоопределение: Учебно-методическое пособие по психологии труда. – Ч.1. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 42 с.
  33. Психологические ресурсы построения карьеры государственного служащего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.region86. ugrariu.ru, свободный.
  34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: МГУ, 1976, с.148
  35. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы // Журнал российского права. 2004. №9. – 47 с.
  36. Теория государственного управления / Государственное и муниципальное управление – Уткин Э. А., Денисов А. Ф [Электронный ресурс] // http://exsolver.narod.ru, дата обращения 28.04.2013.
  37. Человек и его работа. Социологическое исследование/Под ред. А.Г. Здравомыслова. М.,2007. – 93 с.
  38. Шабанова М., Горелова О. Мотивационная структура муниципальных служащих//Кадровик. Кадровый менеджмент, 2010, № 11.
  39. Широкова А.П. Психология профессиональной деятельности.- Н.Новгород: Изд-во ВВГАС, 2004 – 390 с
  40. Эмпирические методы исследования [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki, дата обращения 17.03.2011.

Информация о работе Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих