Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.

Оглавление

Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89

Файлы: 1 файл

Роль ценностных ориентаций.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Существует законодательно установленные квалификационные требования к муниципальным служащим, согласно которым муниципальный служащий должен:

- знать об особенностях и специфике управляемых объектов – территориальных, социально-экономических систем. Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

- обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности: управление экономическими процессами, управление социальными процессами, управление политическими процессами;

- обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности – правовой – контроль за исполнением законодательства26.

Муниципальная служба является частью местного самоуправления и соответственно, обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. В связи с этим, муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, навыки и способности, прежде всего в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.

Специфика работы в муниципальной службе заключается в управленческой деятельности. Можно выделить две основные особенности профессионального успеха муниципального служащего:

- эффективная управленческая деятельность;

- эффективное межличностное общение.

Оба эти компонента деятельности напрямую связаны с тем, каким представляет себя работник сферы управления как профессионал, как организатор, как он относится к себе и каким преподносит себя ближайшему окружению. Деятельность по управлению государством, как и любое управление, связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она аналитическая по своей природе27.  Муниципальный служащий по направленности своей деятельности, с одной стороны, зависим от социокультурной среды, с другой - его деятельность обусловлена субъективными характеристиками. На результаты деятельности влияют объективные и субъективные факторы. Субъективные факторы включат в себя смысл, вкладываемый человеком в деятельность, а также знания его о средствах, способах, условиях достижения поставленных целей28.

В системе муниципальной службы различают три категории работников по уровню готовности к профессиональной деятельности, самооценки и мотивации достижения:

- "сложившиеся управленцы" - муниципальные служащие, которые самодостаточны, обладают практическим опытом, специальными навыками, знаниями, но со слабой мотивацией к дальнейшему профессиональному совершенствованию;

- "молодое поколение" - муниципальные служащие, обладающие сильной мотивацией к карьере, завышенной самооценкой, но недостаточно профессионально подготовленные;

- "новый состав" - муниципальные служащие, пришедшие на муниципальную службу на волне социальных преобразований, большей частью с неадекватной профессиональной самооценкой, не владеющие специальными знаниями и технологиями, приспосабливающиеся к требованиям и нормам специфики деятельности муниципальной службы.

Муниципальных служащих по специфике профессиональной деятельности можно разделить на лиц:

- принимающих решения, подлежащие исполнению на региональном уровне через соответствующие исполнительные структуры;

- принимающих решения на уровне отдельных организационных структур и систем муниципального управления;

- осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений;

- осуществляющих выполнение функций муниципальных органов, реализацию и контроль принятых решений29.

Таким образом, проведя психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих, можно сделать следующие выводы:

- деятельность муниципального служащего специфична и противоречива;

- по своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность;

- муниципальный служащий по направленности своей деятельности, с одной стороны, зависим от социокультурной среды, с другой - его деятельность обусловлена субъективными характеристиками.

 

    1.  Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы

 

Муниципальная служба занимает особое место в общественном устройстве. Предметом деятельности муниципальных служащих являются проблемы жизнеобеспечения людей, определение перспектив и направлений общественного развития, управление общественно-политическими и социально- экономическими процессами. Эффективность муниципальной службы заключается в прогрессе общества, в способности муниципальной власти принимать целесообразные решения, содействовать их реализации30. 

Профессиональная деятельность муниципального служащего выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании и поддержании общественных ценностей и традиций. Данный вид деятельности содержит ряд противоречий: с одной стороны, она должна обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан, с другой – реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, которые направлены скорее на интересы государства, нежели на интересы отдельных граждан. Среди трудовых операций в деятельности муниципальных служащих преобладают: социальные (руководство и управление людьми, выполнение распоряжений, инспектирование, консультирование, переговоры); умственные (наблюдение, слежение, диагностика, и прогнозирование, анализ проблем и документации, планирование, подготовка и оформление документов)31.

Наиболее важными психологическими качествами профессиональной деятельности госслужащего являются: способность к всестороннему (системному) анализу причин и последствий событий, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение концентрировать внимание, способность "воодушевлять" подчиненных, умение четко формулировать цели, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, гибкость мышления, умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение быстро принимать решение в условиях дефицита времени, умение сохранять высокую работоспособность в условиях помех, устойчивость к фрустрирующим (стрессирующим) воздействиям и др32.

Профессиональная деятельность муниципального служащего основана на принципах организации и функционирования муниципальной службы Российской Федерации33. 

Принципы отражают степень правовых и социальных явлений муниципальной службы РФ, представляющих концептуальную конструкцию ее построения, организации и функционирования, объективные закономерности развития. Принципы определяют в конечном счете характер деятельности и поведения муниципальных служащих, охватывают общие закономерности построения, разделения труда, иерархической структуры построения муниципальной службы, административно-процессуальные механизмы ее прохождения. Рассмотрим некоторые из них:

- реализация принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина определяет социальный смысл и содержание профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

- принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности. В научной литературе профессионализм определяется как "высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях"34:

- профессионализм тесно связан с понятием "компетентность" (от лат. competens - соответствующий, способный), которое означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности35.

Профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с сопряжением общественных групповых, индивидуальных интересов, созданием и укреплением общественных ценностей и традиций.  Если муниципальный служащий осознает себя прежде всего служителем народа, то его деятельность становиться не личным и частным, а общественно - значимым делом. Следовательно, профессиональная деятельность муниципальных служащих может быть признана эффективной, если осознание и оценка результатов своей деятельности адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности обществом. 

Однако, между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы неизбежно возникают противоречия, которые возникают из-за интенсивности трудового процесса, предъявления высоких требований, низкого уровня влияния на процесс, ограниченность в выборе средств деятельности, частый временной и информационный дефицит для принятия ответственных решений, высокая степень ответственности за принимаемые решения, пресыщенность вынужденным общением, недостаточное вознаграждение, устойчивый негативный образ чиновника, сложившийся в массовом сознании36. 

Можно сделать вывод, что - между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы существуют противоречия, которые влияют на эффективность деятельности муниципальной службы;

- зачастую требования, предъявляемые к муниципальным служащим и прописанные в российском законодательстве, не соответствуют их способностям, знаниям, умениям и мотивациям.

1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей

 

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад.

Б. Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие»37. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В. П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности38.

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека»39.

У Д.И.Фельдштейна «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации»40.

Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров41. 

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл42.

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности43.

В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей44.

Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком45.

В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках46.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»47.

Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

Информация о работе Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих