Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа
Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.
Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89
1. Тема выпускной
«Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих» |
2. Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих |
3. Задачи исследования:
Теоретические задачи: | |||||
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих; | |||||
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы; | |||||
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих; | |||||
|
4. Ожидаемый результат:
специфика ценностных ориентаций муниципальных служащих, и ее связь с их профессиональной эффективностью |
Содержание
В настоящее время наиболее актуально стоит вопрос реформирования государственной службы. Правительством РФ ведется активная работа по формированию законодательной базы и разработке программ по реформированию Государственной службы, основными направлениями которых является борьба с коррупцией в органах власти, предотвращение возникновения конфликта интересов в процессе деятельности служащих, формирование положительного имиджа государственных служащих, повышение квалификации и подготовка государственных служащих. Основные тенденции развития и совершенствования системы государственного управления изложены в Указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" и Указе Президента РФ от 07.05.2012г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Наделение Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. 05.04.2013г.) муниципальных образований конкретными вопросами местного значения и полномочиями для их реализации, требует от муниципальных служащих и работников муниципальных организаций специальных профессиональных знаний. Муниципальные служащие должны обладать аналитическим мышлением, организаторскими способностями, инициативой и т.д. Дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. От того какие ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей муниципальных служащих зависит общая направленность личности, которая, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивает эффективность его деятельности.
Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности ценностных ориентаций муниципальных служащих. Наиболее открытым остается вопрос классификации муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности.
Актуальность настоящего исследования определяется все более возрастающим интересом к процессу формирования профессионалов в области муниципальной службы, необходимостью уточнению теоретических аспектов подготовки муниципальных служащих, разработки эффективных технологий и стратегий профессионального обучения и оптимизации профессионального развития.
Цель исследования: изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Объектом исследования являются – профессиональная деятельность муниципальных служащих.
Предметом нашего исследования являются – ценностные ориентации муниципальных служащих.
Субъект исследования – муниципальные служащие администрации городского округа город Рыбинск.
Гипотеза: ценностные ориентации муниципальных служащих могут служить критериями эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Предполагаемый результат: попытка классификации муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности.
Теоретические задачи:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, методы математической и статистической обработки.
Структура: дипломный проект состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
С принятием в 1990-х гг. законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встал вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти – местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1998 года также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации1.
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования2.
Вместе с тем время работы
на должностях в органах местного самоуправления засчитывается
в стаж, исчисляемый для предоставления
льгот и гарантий в соответствии с законодательством
о государственной службе. Это положение
не только приравнивает муниципальных
служащих к государственным, но и создает
возможность для перехода из одной системы
службы в другую, что имеет важное значение
для карьеры служащего, его профессионального
роста. А это, в свою очередь, служит повышению
эффективности как муниципальной, так
и государственной службы. Таким образом,
муниципальная служба – профессиональная
деятельность работников управления на
постоянной основе в органах местного
самоуправления, исполняемая в рамках
их полномочий, не являющаяся выборной.
Профессиональная деятельность предполагает
выполнение социально-значимых действий,
связанных с выполнением исполнительно-
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.
Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации4.
Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с правовыми нормами федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня. Среди источников муниципального права есть и международно-правовые акты - Европейская хартия местного самоуправления. Будучи принятой в Страсбурге 15 октября 1985г., для России она начала свое действие с 26 апреля 1998г. (дня вступления в силу Федерального закона от 11 апреля 1998 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»). Относительно муниципальной службы в хартии предусмотрено следующее положение: «Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе»5.
Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» его статья 21 не дает определения понятию «муниципальная служба». В то же время нормы этой статьи представляют собой основу для понимания, кто такой муниципальный служащий – это лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления. Пункт 2 этой же статьи устанавливает, что «правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом».
Федеральным законом, который устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 января 1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Согласно этому закону муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета6.
Основными задачами муниципальной службы являются:
Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Функции муниципальной службы: