Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 00:06, курсовая работа
Цель работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, в том числе анализ особенностей правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта пенсионных правоотношений, которые в свою очередь образуют неоднородную и многоуровневую систему.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения……………………………………………………..……………….6
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………..6
1.2 Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции……………………………….…………………...16
Глава II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение………………………………………………………………...……25
2.1 Правовой статус ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение……………………………………………………………………....25
2.2 Права и обязанности ПФР в материальных и процедурных правоотношениях………………………………………………………………..35
Глава III ПФР как субъект правоотношений по пенсионному обеспечению……………………………………………………………………..43
3.1 Права и обязанности ПФР как субъекта обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………43
3.2 Судебная практика по делам возникающих, из пенсионных правоотношений…………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
I Роль и значение ПФР в системе пенсионного
обеспечения…………………………………………………
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………..6
1.2 Создание Пенсионного фонда Российской
Федерации, его структура, задачи и функции……………………………….…………………...
Глава
II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение…………………………………………………
2.1 Правовой статус ПФР, осуществляющего
пенсионное обеспечение…………………………………………………
2.2 Права и обязанности ПФР
в материальных и процедурных
правоотношениях………………………………………
Глава
III ПФР как субъект правоотношений по пенсионному
обеспечению…………………………………………………
3.1 Права и обязанности ПФР
как субъекта обязательного
3.2 Судебная практика по делам
возникающих, из пенсионных правоотношений……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...60
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время пенсионная реформа находится на стадии модернизации, данная модернизация и улучшения пенсионного обеспечения началось в стране с декабря 2001 года. Основное реформирование происходит на ее основные основополагающие экономические и юридические механизмы. Со временем меняется вся структура пенсионного обеспечения. Так можно сказать, что во многом это зависит от эффективности работы Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономическую систему страны, ведь его главной целью является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и пространстве. Пенсионный фонд был создан 27.12.1991 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Его основной являлось целевой сбор и аккумуляция пенсионных взносов, а также финансирование определенных видов пенсий и пособий. В том числе на Пенсионный фонд были возложены функции организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования.
Также следует сказать, что при осуществлении своей деятельности Пенсионный фонд становится участником различных комплексов правоотношений, возникающих в рамках государственной пенсионной системы. Эти правоотношения значительно отличаются друг от друга. Для получения достоверных результатов исследования необходимо их четкое разграничение. Именно такой позиции придерживался автор при изучении содержания материальных и процедурных правоотношений по пенсионному обеспечению, прав и обязанностей ПФР как их субъекта. Это позволило сформулировать ряд новых теоретических понятий, которые будут способствовать повышению эффективности правового регулирования этой области общественных отношений, что особенно важно в связи с проведением пенсионной реформы.
Объектом исследования выступают материальные и процедурные правоотношения возникающие в ПФР РФ.
Предметом национальные правовые акты, касающиеся объекта настоящего исследования, а также практика правоприменительных органов по реализации положений действующих нормативных актов.
Цель работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, в том числе анализ особенностей правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта пенсионных правоотношений, которые в свою очередь образуют неоднородную и многоуровневую систему.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- проанализировать правовой
- изучить нормативно-правовую
- произвести классификацию
- исследовать права и
- исследовать права и
- рассмотреть судебную практику с участием Пенсионного фонда.
Теоретическую основу исследования составили труды теоретиков трудового права и права социального обеспечения (М.О. Буяновой, М.Л. Захарова, И.М. Киселева, С.М. Кобзевой, А.М. Лушникова, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, М.В. Молодцова, И.О. Снигиревой, Э.Г. Тучковой, В.Ш. Шайхатдинова и др.).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении дается описание пенсионного обеспечения в России, также обобщение деятельности Пенсионного фонда, поставлены цели и задачи работы.
В первой главе рассмотрены история становления пенсионной обеспечения и создание Пенсионного фонда, его структура, основные задачи и его функции.
Во второй главе рассмотрен правовой статус Пенсионного фонд, рассмотрены и проанализированы права и обязанности Пенсионного фонда в материальных и процедурных правоотношений.
В третьей главе рассмотрены и проанализированы права и обязанности Пенсионного фонда как субъекта обязательного пенсионного страхования, проведен анализ судебной практики по делам, которые возникают из пенсионных правоотношений.
В заключительной части работы дается обобщенный вывод по всей выпускной квалификационной работе.
Глава I Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России
В любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической и социальной поддержке людей, которые в силу разных причин не в состояние приобретать средства для своего существования. Это дети и старики, а так же люди, потерявшие здоровья по причине болезни, увечья и других причин способных навредить человеку для нормальной жизнедеятельности. Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу. Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались“лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий.1 Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.
Впервые подобное обеспечение служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году, согласно которому пенсионное обеспечение получали военные, а именно морские офицеры, которым утверждено по «благо устремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости.
«Отставные военные не совсем пропадали для службы, их определяли в гарнизоны или к гражданским делам по местному управлению; только никуда не годных и недостаточных отставляли с некоторой пенсий «из госпитальных денег», особого налога на содержание военных госпиталей или отсылали в монастыри на пропитание из монастырских доходов.»- так описывает В. О. Ключевский первые попытки выплаты пенсий в России.2 Петр I также включил выслугу лет на военной службе в перечень оснований для назначения офицерам, ушедшим в отставку, жалования от государства.
К концу столетия отдельные «пенсионные законы »появились для чинов горных, лесных, таможенных, медицинских, карантинных, учебных округов и служащих в Сибири.
В послепетровские времена такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. С 1799 г. право на пенсию вдов не ограничивалось возрастом, а детям - сиротам стали выплачивать до их совершеннолетия. Размеры пенсий также были увеличены. Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Пенсионное обеспечение 18-19 веков распространялось только на государственных чиновников и военнослужащих и осуществлялось за счет казны, на основании специального законодательства: табеля о рангах, Устава о пенсиях и единовременных пособиях(1827 г.) Указом и Уставом о пенсиях определены три принципиальных положения пенсионной системы:3
1) пенсионная система
2) пенсионная система
3) вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение.
В 1866 г. Александр II ввел вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но это были не последние изменения дореволюционной России, также во второй половине XIX в. началось развитие пенсионных систем на страховых началах. И уже 1888 г. вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать пенсионные кассы для выдачи пособий по болезни и уходе с работы по инвалидности. Этот закон вводил особую ответственность работодателей. В середине XIX в. частные промышленные, горнодобывающие и железнодорожные предприятия создавали вспомогательные кассы. Из них выплачивались средства в случае получения увечья и профессиональной болезни.
С начала 20 века начинает развиваться пенсионное обеспечение для рабочих, так, например, в 1901 г. были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание права на вознаграждение пострадавших о несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.
Дальнейшая история развития пенсионное обеспечение связанна с советским периодом. За первые годы существования молодого государства было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения (с октября 1917 года по 1922 год).
К таким декрета можно отнести например: Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев», постановление “О выдаче процентных надбавок и к пенсиям военно-увечных”. В 1918 “Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся”, от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» и много других декретов связанных с пенсионным обеспечение.4
Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам и 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков, а в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.
Система пенсионного обеспечения в СССР начала активно формироваться в 30-60-е годы. Основу ее составил принятый 14 июля 1956 года Верховным Советом закон "О государственных пенсиях". Этот документ до сих пор определяет возраст выхода на пенсию для мужчин - 60 лет, для женщин - 55. Минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, соответственно составлял 25 и 20 лет.
Закон 1956 года значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию: рабочие, служащие, граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование; военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности или социалистического правопорядка. Членам семей вышеперечисленных граждан назначаются пенсии по случаю потери кормильца.
С принятием 15 июля 1964 года закона "О пенсиях и пособиях членам колхозов" сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех трудящихся и членов их семей.
Данная система сохранялась до распада СССР. Но однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления экономикой она исчерпала свои возможности и в связи с этим в 1992 г. в России начало действовать новое пенсионное законодательство, принятое еще в пору пребывания РСФСР в составе СССР (1989 г. – Закон СССР, 1990 г. – Закон РСФСР). Главной его особенностью являлась более выраженная социальная направленность: унификация для всех категорий занятых, включая священнослужителей, творческих работников и т. п.; расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, а также многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат. Однако главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате все пожилое население России находилось на содержании государства.
Информация о работе Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения