Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, в том числе анализ особенностей правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта пенсионных правоотношений, которые в свою очередь образуют неоднородную и многоуровневую систему.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения……………………………………………………..……………….6
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………..6
1.2 Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции……………………………….…………………...16
Глава II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение………………………………………………………………...……25
2.1 Правовой статус ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение……………………………………………………………………....25
2.2 Права и обязанности ПФР в материальных и процедурных правоотношениях………………………………………………………………..35
Глава III ПФР как субъект правоотношений по пенсионному обеспечению……………………………………………………………………..43
3.1 Права и обязанности ПФР как субъекта обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………43
3.2 Судебная практика по делам возникающих, из пенсионных правоотношений…………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

нариман.docx

— 107.35 Кб (Скачать)

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%. 

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. 

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. В его структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.12

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также финансирование  расходов, связанных с социальной  защитой населения;

- организация работы по взысканию  с работодателей и граждан, виновных  в причинении вреда здоровью  работников и других граждан, сумм государственных пенсий  по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств Фонда, а также привлечение в него  добровольных взносов физических  и юридических лиц;

- контроль за своевременным  и полным поступлением в Фонд  страховых взносов, а также контроль  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования;

- разъяснительная работа среди  населения и юридических лиц  по вопросам, относящимся к компетенции  фонда.

Также вне зависимости от задач  фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и других задач связанных с улучшением жизнедеятельности человека.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:13

   




- учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по  старости, по инвалидности, по случаю  потери кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей, социальные  пенсии, пенсии госслужащих. За счет  средств Пенсионного Фонда получают пенсии 36,5 миллионов российских пенсионеров;

-  назначение и реализация  социальных выплат отдельным  категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной  травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации  и др;

- персонифицированный учет участников  системы обязательного пенсионного  страхования. В системе учитываются  страховые пенсионные платежи  почти 63 млн. россиян;

-  взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных  взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной  системе, поступает от 6,2 млн. юридических  лиц;

- выдача сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной  системы, в т.ч. накопительной частью  трудовой пенсии, которое осуществляется  через государственную управляющую  компанию (Внешэкономбанк) и частные  управляющие компании;

-  реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Таким образом определяется важное социальное значение Пенсионного фонда, так как Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров, он выполняет важную функцию, функцию, нормальной жизни людей, после потери трудоспособности, а так недееспособности гражданина. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели.

 

 

 

Глава II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение

2.1 Правовой  статус ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение

 

Перед тем как раскрыть вопрос о правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо разобраться, что же такое правовой статус вообще. Правовой статус – это юридически закрепленное положения субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Правовой статус фиксируется по сути дела фактического (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус, есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности  составляют ядро правового статуса.

В правовой статус входят:14

-  правосубъектность;

-  установленные законом права  и обязанности;

-  гарантии установленных прав;

-  ответственность субъекта  за неисполнение обязанностей.

Так  согласно с  постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В том числе можно отметить, что в постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации. Из этого следует, что, средства предназначенные для пенсионного обеспечения, в том числе они выделены из состава государственного бюджета, вследствие чего становится самостоятельным бюджетом Пенсионного фонда, но в тоже время он остается государственной собственностью. Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

Ранее действующая система, была предназначена  на финансирование выплат государственной пенсий, в том числе входили в состав государственного бюджета и могли, в том числе заимствоваться на другие государственные нужды, помимо пенсионных выплат, что негативно сказалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, так сказать способности Пенсионного фонда сохранить и поддержать определенный уровень платежеспособности при воздействие неблагоприятных внутренних, так и внешних факторов воздействия на финансовые потоки. В дальнейшем было установление автономности пенсионного бюджета, вследствие чего  доходы перестали входить в бюджеты других уровней, и был сделан определенный шаг к определенным страховым принципам, в том числе и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также в основы достижения была заложена долгосрочная финансовая устойчивость данной системы.

За определенный промежуток времени, который длился с момента образования Пенсионного фонда и в плоть до 1 января 1992 года, осуществление деятельности пенсионного фонда РСФСР осуществлялось за счет положения о Пенсионном фонде РСФСР, в котором говорится: « Для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР образовать Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно – финансовым учреждением РСФСР, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР и реализующим свои функции в пределах действующего законодательства РСФСР», данное постановлением со временем не изменилось, Пенсионный фонд также является самостоятельным финансово – кредитным учреждением и бюджет не входит в состав других бюджетов, в том числе и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утверждались постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, на основание которого были закреплены положения, схожие с положением постановления верховного Совета РСФСР от22 декабря 1990 г. № 442-2.15 

Но уже с 1 января 1992 года согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» были определенны и введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в том числе и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В основе данных документов также содержалось положение о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации и согласно, которому, Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

В том числе на Пенсионный фонд были определенны обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, которые обязательны для финансирования выплат различных государственных пенсий. Пенсионный фонд Российской Федерации согласно данным правовым актам  осуществляет функции, которые связанны непосредственно с финансовой составляющей пенсионной системы, он осуществлял финансирование выплатой пенсий, также функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В том числе Пенсионный фонд Российской Федерации имел место в ситуации осуществляющего не только финансирование, но и назначение и выплата государственных пенсий, но данные полномочия были закреплены позднее с Указом Президент Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». В том числе следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. 

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Но не стоит забывать о том, что с 1 января 2002 года произошло реформирование пенсионной системе, вследствие чего было принято ряд законодательных актов, которые были направлены в свою очередь на преобразование и улучшение пенсионной системы и данный Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» заложил основу для формирования статуса Пенсионного фонда Российской Федерации. Новое законодательство, то есть документы приняты с 1 января 2002 года затронули вопросы, касающиеся статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.16

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, так как средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, что подтверждает их целевой характер.

Информация о работе Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения