Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 00:06, курсовая работа
Цель работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, в том числе анализ особенностей правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта пенсионных правоотношений, которые в свою очередь образуют неоднородную и многоуровневую систему.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения……………………………………………………..……………….6
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………..6
1.2 Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции……………………………….…………………...16
Глава II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение………………………………………………………………...……25
2.1 Правовой статус ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение……………………………………………………………………....25
2.2 Права и обязанности ПФР в материальных и процедурных правоотношениях………………………………………………………………..35
Глава III ПФР как субъект правоотношений по пенсионному обеспечению……………………………………………………………………..43
3.1 Права и обязанности ПФР как субъекта обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………43
3.2 Судебная практика по делам возникающих, из пенсионных правоотношений…………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Важное события в изменения и реформирование пенсионного обеспечения произошли с 2001 по 2002 года. На тот момент Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Необходимость в пенсионной реформе
возникла из-за ухудшения демографической ситу
И согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:5
- страховая;
- накопительная.
Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу, и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.
По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию — Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля:6 расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный).
Но данное развитие пенсионного обеспечение, ее реформирование было приостановлено, с 1 октября 2008 года был озвучен новый этап развития пенсионной реформы Председателем Правительства России В. В. Путиным.
Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ. Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.
В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой. С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии и начиная с этого года, базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера.
Данная система пенсионного обеспечения делает процесс индексации трудовой пенсии более прост и понятен для граждан. Также в рамках данной системы пенсионного обеспечения у граждан 1967 года рождения и моложе, а также у всех участников Программы государственного софинансирования трудовой пенсии, независимо от возраста, помимо страховой части трудовой пенсии формируется также накопительная часть трудовой пенсии.
Но данное реформирование не прекращалось на этом и в конце декабря 2013 года в рамках новой Пенсионной реформы были произведены существенные изменения пенсионного законодательства, затрагивающие практически все категории нынешних и будущих пенсионеров и вследствие чего на кануне 2014 года был подписан комплекс законов Президентов Российской Федерации Путиным В.В., определяющий новую структуру пенсионного обеспечения в России:7
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
- Федеральный закон
от 28.12.2013 г. №422-ФЗ «О гарантировании
прав застрахованных лиц в
системе обязательного
- Федеральный закон от 28.12.2013
г. №410-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон "О негосударственных
пенсионных фондах" и отдельные
законодательные акты
Таким образом, следует сделать вывод
о том, что, российская пенсионная модель
представляет собой взаимосвязанное единств
государственных и частных структур, реализующих
пенсионные права граждан по средствам
распределительно-
1.2 Создание
Пенсионного фонда Российской
Федерации,
его структура, задачи и функции
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. В стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Конституции РФ законодателем прописана обязанность государства проводить социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закреплены основные направления этой политикой, а именно:8
- назначение и выплата
- создание систем социальных
служб занятости, призванных принимать
меры по трудоустройству тех,
кто не имеет постоянной
- охрана здоровья людей и др.
И для реализации поставленных задач была необходимость в создание учреждения, которая бы занималась выплатами пенсий, пособий, компенсаций и т.д. но до 1991 г. в России практически не существовало самостоятельного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.
В следствие чего был образован Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно — ПФР) постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о нем утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Определенного термина «Пенсионного фонда » нет, многие авторы, ученые, а также законодательство дает свое определение «Пенсионного фонда». Ну например:9
- ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова придерживаются мнению, что Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
- согласно экономическому
- по мнению профессора А.Г.
Грязновой и профессора Е.В. Маркиной,
Пенсионный фонд Российской
- в соответствии с Законом
РФ «Об обязательном
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий.
Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ.10 В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 миллиард рублей, в 2010 году - более 564 млн. рублей, в 2011 - 1,0 млрд. рублей, в 2012 году - 1,052 млрд. рублей, в 2013 году - более 800 миллионов рублей, в 2014 году – более 1миллиарда рублей.11
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистрация федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
Информация о работе Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения