Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 00:06, курсовая работа
Цель работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, в том числе анализ особенностей правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта пенсионных правоотношений, которые в свою очередь образуют неоднородную и многоуровневую систему.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения……………………………………………………..……………….6
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………..6
1.2 Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции……………………………….…………………...16
Глава II ПФР как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение………………………………………………………………...……25
2.1 Правовой статус ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение……………………………………………………………………....25
2.2 Права и обязанности ПФР в материальных и процедурных правоотношениях………………………………………………………………..35
Глава III ПФР как субъект правоотношений по пенсионному обеспечению……………………………………………………………………..43
3.1 Права и обязанности ПФР как субъекта обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………43
3.2 Судебная практика по делам возникающих, из пенсионных правоотношений…………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
С 2002 года бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации стал регулируется Федеральными Законами «О бюджете Пенсионного фонда», так же Федеральным законом «Об исполнение бюджета Пенсионного фонда», точную дату данных принятия данных Федеральных законов нельзя, так как они каждый год изменяются, в связи с увеличением размеров выплат, так уменьшение, увеличением самого бюджета каждый год. В данных Федеральных законах описывается на что направлен бюджет, на что прогнозируется общий объем и доходов бюджета, ставки платы за определенный ресурс, уплачивать процент начисленных при нарушение сроков возврата сумм и другие суммы, выплачиваемые из нужд данного бюджета.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:17
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пений и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств
- добровольных взносов
- иных источников, не запрещенных
законодательством Российской
В том числе следует отметить,
что средства Пенсионного
- выплату в соответствии с
действующим на территории
- оказание органами социальной
защиты населения материальной
помощи престарелым и
- материально-техническое
- другие мероприятие, связанные с деятельностью фонда.
Данный Федеральный Закон придает Пенсионному Фонду Российской Федерации определенный отличительный признак, и этим признаком является его централизованная система, ведь в отличии от системы обязательного медицинского страхования, в котором территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003№ 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.
В состав правления Пенсионного фонда также могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В том числе в работе правления Пенсионного фонда Российской Федерации могу принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями пенсионного фонда Российской Федерации по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.
Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации:18
- несет ответственность за
- определяет перспективы и
- утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнение, а также его структуры и штаты;
- назначает и освобождает от
должности исполнительного
- утверждает положение об
- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
- решает другие вопросы, отнесенные к компетенции, правления пенсионного фонда Российской Федерации возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
- центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
- отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
- управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
В том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложена функция по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В том числе Пенсионный фонд Российской Федерации является юридическим лицом, который имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
В настоящее время по общим сведениям на 2014 год известно, что Министерство труда РФ подготовило пакет законопроектов и постановлений правительства о правовом статусе Пенсионного фонда. Так, ПФР будет вписан в вертикальную структуру органов исполнительной власти. Новый статус фонда предлагается закрепить в Бюджетном и Налоговом кодексах, а также в Гражданском кодексе и законах "Об обязательном пенсионном страховании","О некоммерческих организациях".Отдельным постановлением правительства будет утвержден устав ПФР.
После внедрения нововведений Пенсионный фонд будет находиться исключительно в ведении правительства. Руководитель фонда, правила формирования бюджета, порядок хранения и инвестирования фонда теперь будут отнесены к компетенции Белого дома. Кроме того, правительство будет обеспечивать финансовую устойчивость фонда и определять порядок использования временно свободных средств. Отдельно в законопроектах указано, что субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР несет государство, а на имущество фонда и его бюджет не могут быть обращены никакие взыскания.
Изменения касаются и самой структуры ПФР. Так, территориальные органы могут контролироваться исключительно центральной организацией, неподотчетной региональным властям. Федеральный офис ПФР получает права отменять любые решения территориальных пенсионных органов, если они не вписываются в общую пенсионную политику.
Внедрение вышеуказанных поправок положительно скажется на деятельности Пенсионного фонда России, но в проекте изменений существует еще много неточностей, которые требуют устранения и пояснений.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации один из наиболее значимых социальных институтов страны, в том числе это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, а также она является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.
2.2 Права
и обязанности ПФР в
Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Исходя из характера и целей все правоотношения делятся на три вида: основные (материальные) правоотношения по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и по предоставлению различных социальных услуг, помощи (льготы, социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми), процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, процессуальные по разрешению споров. В данном вопросе нас интересуют именно материальные и процедурные правоотношения.
Материальные правоотношения — это урегулированное нормами права отношения, возникающее на основании решения уполномоченных органов, по которому гражданин (семья) имеет право получать назначенную пенсию или пособие в установленном размере, а определенный орган соответственно обязан их выплатить.19
Процедурное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения, или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).20
В материальных правоотношениях Пенсионный фонд является полномочным субъектом, осуществляющим функцию пенсионного обеспечения. Субъект в данных материальных правоотношений по предоставлению всех видов государственных пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет публично – правовые денежные обязательства государства и поэтому является юридическим лицом публичного права с особым статусом, предназначенных для осуществления определенных целей. Пенсионный фонд как орган, выплачивающий трудовые и социальные пенсии, возникла с момента официального опубликования Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в российской Федерации», т.е. с 30 сентября 2000 г. Когда он был напечатан в «Российской газете» № 189.
Данным Указом были переданы определенные полномочия по выплате государственных пенсий ПФР и его территориальным органам, так же его функции закреплены в Федеральных законах от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в главе 5 и от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страхование в Российской Федерации», где согласно статье 4 закреплено, то что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а согласно статье 13 страховщик обязан своевременно выплачивать обязательное пенсионное обеспечение на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В материальных правоотношений, Пенсионный фонд является субъектом по выплате и доставке пенсий. В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации является субъектом двух групп материальных правоотношений:
- по предоставлению
- по предоставлению некоторых
видов пенсий по
Основная особенность данных материальных отношений заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение определенного вида обеспечения, а субъективная обязанность Пенсионного органа предоставить данный вид обеспечения физическому лицу в определенный срок и в определенном размере. В следствие чего изменение прав и обязанностей Пенсионного фонда происходит при повышение размеров пенсий, также в связи с перерасчетом или их индексации, а так же изменение других условий, например в связи с изменением состава семьи, также с перемещением в стационарное учреждение и в других случаях предусмотренных законодательством.
С рассмотрением данного материального правоотношение право Пенсионного фонда заключается в возможности требовать от работодателя, так же пенсионеров и застрахованных лиц предоставления в определенный срок сведений о наступление определенных обстоятельств, которые повлекли за собой возникновение прав на пенсию, также изменение размера или прекращения выплат пенсий. Добавляются права территориальных органов Пенсионного фонда, так как они вправе принимать решению о приостановление выплат пенсий:21
- при неполучение ее пенсионером в течение шести месяцев подряд;
- при неявке инвалида на
Так следуя из данного правоотношения, в обязанности Пенсионного фонда входит выплата пенсий своевременно и в полном размере. Территориальные органы Пенсионного фонда назначают и выплачивают пенсии по старости, инвалидности в течение всего периода инвалидности, также пенсии по случаю потери кормильца до пор нетрудоспособности иждивенцев.
Все пенсии подлежат выплате в установленный срок, в том числе в установленном размере без каких либо ограничений всем категориям гражданам пенсионного возраста, в том числе и работающим пенсионерам. Так же возможно удержание из трудовых пенсии, только в установленном законом случае, которые производят территориальные органы Пенсионного фонда. На основание:
- исполнительных документов;
Информация о работе Роль и значение ПФР в системе пенсионного обеспечения