Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:43, реферат
Цель данной работы заключается в анализе основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
•Ознакомиться с Пенсионным фондом РФ как звеном бюджетной системы;
•Рассмотреть доходную базу Пенсионного фонда РФ;
•Изучить расходы Пенсионного фонда РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Пенсионный фонд РФ. Его роль и значение 4
1.1. Пенсионный фонд РФ как звено бюджетной системы 4
1.2. Характеристика доходной базы Пенсионного фонда РФ 8
1.3. Характеристика расходов Пенсионного фонда РФ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Тесты 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Пенсионный фонд РФ. Его роль и значение 4
1.1. Пенсионный фонд РФ как звено бюджетной системы 4
1.2. Характеристика
доходной базы Пенсионного
1.3. Характеристика
расходов Пенсионного фонда РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Тесты 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВВЕДЕНИЕ
В
силу масштабности государственной
программы пенсионного
Актуальность темы заключается в том, что пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Предмет исследования – система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ.
Цель данной работы заключается в анализе основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1. Пенсионный
фонд РФ. Его роль и значение
1.1. Пенсионный
фонд РФ как звено бюджетной
системы
Государственное обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
К числу основных социальных рисков относятся [8, c. 216]:
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.
Государственными
внебюджетными фондами
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. [5, c. 372]
За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:
ПФР
и подчиненные ему органы составляют
единую централизованную многоуровневую
систему, управляющую средствами обязательного
пенсионного страхования в
Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.
Рис. 1. Структура
Пенсионного фонда [7, c. 425]
На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для ПФР как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций [5, c. 401]:
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Ключевые
задачи Пенсионного фонда: учет страховых
средств, поступающих по обязательному
пенсионному страхованию, назначение
и выплата пенсий и социальных выплат.
Среди них трудовые пенсии (по старости,
по инвалидности, по случаю потери кормильца),
пенсии по государственному пенсионному
обеспечению, пенсии военнослужащих и
их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих,
выплаты ветеранам, инвалидам и так далее.
1.2. Характеристика
доходной базы Пенсионного
Бюджет Пенсионного Фонда РФ за 2004-2008 гг., согласно Федеральным Законам о бюджете Пенсионного Фонда РФ, имеет стабильный профицитный характер и положительную динамику. На практике же средств Пенсионного Фонда не хватает для обеспечения пособиями и пенсиями всех категории пенсионеров. Если проанализировать разделы и статья доходов Пенсионного Фонда РФ (Приложение 1), то такое положение вещей становиться более понятным.
Доходная
часть бюджета Пенсионного
Что касается доходов непосредственно Пенсионного Фонда РФ, основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статьи – «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8% от общего объема доходов ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2004 доля данного подраздела 45,7%, в 2005 – 54,7%, в 2006 – 46%, в 2007 – 47%, таким образом, совокупная динамика по подразделу составила – 124,5% [11].
Наименьший удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» – 0,0114% в 2007 г., в 2006 – 0,0096%; «Прочие неналоговые доходы» – 0,0038% в 2007 г., 0,0064% в 2005 и 0,68% в 2004 г.; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» – в 2007 – 0,0002%, в 2006 – 0,0003%.
Наибольшую положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:
Отрицательную динамику показали такие подразделы:
Федеральным законом Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. №214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлены основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [1].
Так, прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2009 г. Составит сумму 3217490760,8 тыс. рублей. Из них 2858117968,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1679083877,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2753027,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 год равен 4102247245,0 тыс. рублей.
В
2009 году источником финансирования дефицита
бюджета Фонда в части, не связанной с
формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
будет являться изменение остатков средств
на счетах по учету средств бюджета Фонда
в течение 2008 года по состоянию на 1 января
2009 года в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий.
1.3. Характеристика
расходов Пенсионного фонда РФ
Согласно данным приложения 2, расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95%. Расходы ПФР на 2004 г. составили 0,93 трлн. руб., на 2005 г. – 1,2 трлн. руб. [10], на 2006 – 1,5 трлн. руб., а на 2007 – уже 1,7 трлн. руб. [11]. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».