Общая характеристика системы пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении почти двух десятков лет в нашей стране остается крайне больным вопрос пенсионного обеспечения граждан.
В период с 1990 года система правового регулирования пенсионного обеспечения в России пережила два революционных периода:
принятие Закона о государственных пенсиях в 1990 г.;
принятие пакета пенсионных законов 15 декабря 2001 г.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа 1990г. НОВАЯ.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение

Конституция Российской Федерации1 в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, где каждому гарантируется социальное обеспечение.

На протяжении почти двух десятков лет в нашей стране остается крайне больным вопрос пенсионного обеспечения граждан.

В период с 1990 года система правового регулирования пенсионного обеспечения в России пережила два революционных периода:

  • принятие Закона о государственных пенсиях в 1990 г.;
  • принятие пакета пенсионных законов 15 декабря 2001 г.

В первом случае была создана современная система органов пенсионного обеспечения, а во втором определен порядок пенсионного обеспечения аналогичный порядку в большинстве развитых стран.

Хотя сегодня система пенсионного обеспечения вызывает потоки критики, которые становятся все более актуальными в условиях обострения глобального экономического кризиса, но тем не менее положительным итогом этого процесса стало создание системы пенсионного обеспечения общества с рыночной экономикой. И теперь есть возможность для дальнейшего развития и реформирования этой системы.

Данная работа посвящена рассмотрению аспектов пенсионной реформы 1900 г.

В работе будут рассмотрены предпосылки, причины и ход пенсионной реформы с 1990 по 2001 г., а также порядок пенсионного обеспечения граждан в этот период.

Исходя из изложенного, тема данной работы представляется актуальной.

 

 

  1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения

    1.   Причины пенсионной реформы 1990 г.

В России насчитывается около 40 млн. пенсионеров. Подавляющее большинство из них — это получатели трудовой пенсии. У многих из них она является основным, а зачастую и единственным источником существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения.

Обновление и реформа пенсионного законодательства начались в конце XX в. с принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Причин, вызвавших необходимость проведения пенсионной реформы в стране, было несколько. Прежде всего возникла объективная потребность в пересмотре укоренившейся в обществе идеологии природы обязательного пенсионного страхования трудящихся. Необходимо было изменить представление о том, что государственное социальное страхование (а пенсионное — часть его) осуществляется якобы за счет государства.

Устанавливая в централизованном порядке крайне низкую оплату труда для всех работников, изымая значительную часть того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний.

Средства социального страхования практически сливались с налоговыми платежами. Они аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет государственной дотации. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатства общества2.

Основная идея Закона о пенсиях 1990 г. состояла в том, чтобы создать в стране систему действительного обязательного пенсионного страхования. С помощью такой системы планируется решить главную извечную проблему и задачу — повышение уровня материального обеспечения пенсионеров. Ведь уровень пенсионного обеспечения в конечном счете определяется: во-первых, тем, сколько лет трудился человек, т.е. трудовым вкладом (стажем), иначе говоря, сколько лет лично им и его работодателями уплачивались страховые взносы; во-вторых, суммой страховых взносов, т. е. зависит от объема его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей; характеризуют пенсионную систему и ее состояние в каждый конкретный период времени.

В последующие десять лет в силу разных причин повышение, а также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения не были достигнуты. В конце XX в. даже самая высокая трудовая пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, оказалась значительно ниже прожиточного минимума, установленного в стране. Реальный уровень пенсий не обеспечивал выживание тех, кто вынужден жить только на одну пенсию.

Постепенно пенсионная система превратилась в уравнительную систему. Дифференциация размеров пенсий уже не зависела от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (трудового вклада), как это было изначально заложено в Законе о пенсиях 1990 г. Пенсии для большинства ее получателей стали незначительно различаться между собой. Это произошло оттого, что менялся как «механизм» исчисления размеров пенсий, так и методы их повышения. Результатом таких изменений стали одинаково маленькие размеры пенсий относительно уровня жизни в стране.

Помимо политических и экономических причин, повлиявших на состояние пенсионного обеспечения в этот период, положение дел усугубилось расширением подзаконного правового регулирования пенсионных отношений. Многочисленные поправки к Закону о пенсиях 1990 г. осуществлялись путем принятия законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов отдельных министерств и ведомств. Этими нормативными правовыми актами были введены новые виды пенсионных выплат, размеры которых были выше, чем по Закону о пенсиях 1990 г. Например, для государственных служащих, депутатов, служащих органов внутренних дел, должностных работников таможенных органов, сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции были установлены пенсии за выслугу лет. Размер таких пенсий составлял 75 — 85% их заработка, что в 5—10 раз выше, чем было предусмотрено Законом о пенсиях 1990 г. Помимо этого, во многих министерствах и ведомствах были созданы самостоятельные пенсионные службы (МВД, Министерство обороны, Минюст и др.). По существу в стране сложились две пенсионные системы: общая — для всех граждан и привилегированная — для некоторых категорий лиц.

Указанные и иные причины, циклические (большие и малые) экономические кризисы в стране и за рубежом привели к необходимости выработки новых подходов к проводимой в России пенсионной реформе. Поэтому в течение 90-х гг. XX в. разрабатываются и принимаются правовые решения о проведении в стране пенсионной реформы.

 

    1.   Сущность пенсионной реформы

Первая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации была одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 7903. Затем последовали корректировки положений первоначальной концепции путем принятия, например, Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 (в последней редакции) «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов»4, распоряжения Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в последней редакции) «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)»5.

В основу начавшейся с 1 января 2002 г. реформы в области пенсионного обеспечения заложена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. Отличительными чертами начавшейся новой реформы пенсионной системы должно стать следующее.

Вводится новая формула расчета трудовой пенсии в виде трех ее элементов:

  • базовой части — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;
  • страховой части — дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном (персонифицированном) счете в форме расчетного пенсионного капитала (в дальнейшем — ПК). Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные лицом до 1 января 2002 г. (до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);
  • накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальном разделе индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается каким-либо пределом. Данный заработок будет приниматься во внимание за весь период трудовой деятельности человека.

Индексацию пенсий предполагается осуществлять с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

В ходе реформы планируется предусмотреть меры, способствующие стимулированию образования пенсионных накоплений будущих пенсионеров и усилению гарантий их сохранности, в том числе государственных.

Пенсионные накопления будут складываться из общей суммы страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц, и дохода от их инвестирования. (Такие лицевые счета открываются на каждое застрахованное лицо в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ.) Чтобы сохранить пенсионные накопления от инфляционных процессов, предполагается их индексировать. Иными словами, пенсионные накопления должны будут увеличиваться с учетом роста индекса оплаты труда работающего населения, а также в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги6.

Предполагается также создать условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет дополнительных добровольных отчислений работодателей в соответствующие негосударственные пенсионные фонды. В данном случае идет речь о досрочных трудовых пенсиях, которые назначаются ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин). Подавляющее большинство таких пенсий устанавливается в связи с занятостью на работах с особыми условиями труда (т.е. связанных с опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью труда).

В ходе экономических реформ планируется создать пенсионную систему, состоящую из нескольких частей: а) государственное пенсионное обеспечение; б) обязательное пенсионное страхование; в) дополнительное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, которая будет распространяться на: федеральных государственных служащих; военнослужащих и приравненных к ним лиц; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф; нетрудоспособных граждан. Выплата пенсий по этой системе должна производиться за счет средств государственного бюджета.

Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, которая будет охватывать: наемных работников; граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, по авторскому и лицензионному договорам; самозанятое население — индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и нотариусов, частных детективов; членов крестьянских фермерских хозяйств; членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера; лиц, работающих за рубежом; иных категорий граждан. Все они должны являться участниками пенсионной системы, т.е. быть застрахованными по данному виду обязательного социального страхования. Выплата трудовых пенсий производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Дополнительное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц (в государственном или негосударственных пенсионных фондах).

Социальные пенсии будут назначаться постоянно проживающим на территории России нетрудоспособным гражданам и лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении установленного возраста и других условий, установленных законодательством.

Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или исполнявшим государственные обязанности (военнослужащие, государственные служащие, служащие в правоохранительной системе, депутаты, судьи, прокуроры и др.), лицам, пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф, а также членам семей указанных лиц регулируются специальными федеральными законами с учетом имеющейся продолжительности выслуги лет (стажа) и денежного содержания (довольствия, заработка).

Наемные работники и самозанятые лица, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа будут иметь право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

1.  Базовая  часть трудовой пенсии устанавливается  в фиксированном размере, не зависящем  от продолжительности страхового  стажа и величины заработка, с  поэтапным приближением этого  размера к величине прожиточного  минимума пенсионера в Российской  Федерации.

2.  Страховая  часть трудовой пенсии будет  определяться путем деления расчетного  пенсионного капитала на количество  месяцев ожидаемого периода выплаты  пенсии по старости.

3.  Накопительная  часть трудовой пенсии должна  представлять собой сумму накопленных  взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части  индивидуальных лицевых счетов  застрахованных лиц, и деленной  на количество месяцев ожидаемого  периода выплаты пенсии.

Инвестиционный доход предполагается получать от инвестирования средств пенсионных накоплений, например, в высокодоходные ценные бумаги, рентабельное производство и т. п.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца будет состоять из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в фиксированном размере в зависимости от накоплений и от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. При этом выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет пенсионного капитала умерших застрахованных лиц.

Трудовую пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания предполагается установить из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

Информация о работе Общая характеристика системы пенсионного обеспечения