Общая характеристика системы пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении почти двух десятков лет в нашей стране остается крайне больным вопрос пенсионного обеспечения граждан.
В период с 1990 года система правового регулирования пенсионного обеспечения в России пережила два революционных периода:
принятие Закона о государственных пенсиях в 1990 г.;
принятие пакета пенсионных законов 15 декабря 2001 г.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа 1990г. НОВАЯ.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности, в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (соответственно 60 и 55 лет, мужчины и женщины), вышеуказанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН/Т

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом21.

Надбавки к пенсии, в том числе минимальной и максимальной, начислялись после ее повышения в соответствии со ст. 110 Закона № 340-1.

Законом РФ № 340-1 были установлены минимальный и максимальный размеры трудовой пенсии по старости. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, не могла быть ниже минимального размера оплаты труда. Это правило не распространялось на пенсию при неполном стаже. Федеральным законом № 113-ФЗ предусматривалось четырехразовое повышение минимального размера пенсии по старости - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал.

По закону РФ № 340-1 максимальная пенсия при наличии необходимого ОТС - не могла превышать трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах - трех с половиной размеров. И минимальная, и максимальная пенсия повышается на 1 % за каждый полный год ОТС сверх требуемого, но не более чем на 20 %.

В соответствии с Федеральным законом № 113-ФЗ размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента, ограничению максимальным размером не подлежал. Максимальный предел устанавливался косвенно, через ограничение соотношения среднемесячной заработной платы пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране - не свыше 1,2.

 

Заключение

В работе была рассмотрена история пенсионной реформы 1990 г., которая положила начало формированию новой системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

К середине 80-х годов в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, реальные размеры пенсий постоянно сокращались из-за отсутствия механизма индексации.

Новый этап развития социального обеспечения начался с принятия 20 ноября 1990 г. Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Наиболее существенные изменения, закрепленные законом, состояли в следующем. Во-первых, была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Во-вторых, была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного Фонда РФ, средства которого были отделены от федерального бюджета и не подлежали изъятию. В-третьих, закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В этих целях в законе закреплены механизмы: осоевременивания заработка, из которого была рассчитана пенсия; дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1 % за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20 %); исчисления пенсий из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности; индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни и др.

Многие институты пенсионного обеспечения были значительно усовершенствованы. Так, в трудовой стаж стали включаться периоды, которые раньше не учитывались (учебы в вузах и аспирантуре; уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым старше 80 лет; проживания жен военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности и др.). В институте пенсий по инвалидности появился новый вид пенсий - пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.

Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий.

И хотя по мнению специалистов, данная пенсионная реформа не дала положительных результатов, прежде всего, по экономическим причинам, а не по юридическим, она явилась первым шагом к реформированию пенсионного обеспечения. При этом стоит упомянуть, что действующая сегодня система пенсионного обеспечения уже признана несостоятельной и нуждающейся в совершенствовании

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Кодекс законов о труде Российской Федерации (с изменениями от 20 сентября 1973 г., 30 декабря 1976 г., 12 августа 1980 г., 19 ноября 1982 г., 20 декабря 1983 г., 18 января 1985 г., 28 мая, 19 ноября 1986 г., 7 июля, 29 сентября 1987 г., 5 февраля 1988 г., 31 марта 1988 г., 12 марта, 25 сентября, 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007
  3. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля, 27 декабря 1991 г., 6 февраля, 3 апреля, 25 декабря 1992 г., 15 января, 6, 30 марта, 8 июня, 24 декабря 1993 г., 5 мая, 10 июня, 4 августа 1994 г., 27 января, 7 мая, 22 августа, 9, 17, 20, 27 декабря 1995 г., 7 августа 1996 г., 14, 29 января, 17 марта, 5 мая, 21 июля 1997 г., 28 марта, 11 апреля 1998 г., 25 февраля, 1 июня, 14, 17 июля 1999 г., 2 января, 7 августа, 3, 4 ноября, 29 декабря 2000 г., 16 апреля, 13 июля, 8 августа, 27 ноября, 15 декабря 2001 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351
  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // "Российская газета" от 24 июля 1997 г.
  5. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 26 февраля 1993 г.
  6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566
  7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.) // "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699
  8. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября 2008 г.) // "Российская газета" от 25 января 1995 г.
  9. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.
  10. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2002. - 256 с.
  11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Издательство БЕК, 2012. — 560 с.
  12. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". - М., 1997.
  13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.
  14. Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 1999.
  15. Право социального обеспечения. Перспективы развития / Мачульская Е.Е. - М.: Городец, 2000. - 144 c.
  16. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2011.
  17. Советское право социального обеспечения. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. - 144 c.
  18. Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. М., 2013.
  19. Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2012.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Издательство БЕК, 2012. — С. 202-206.

3 СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 8.

4 СЗ РФ.- 1997. - № 10. - Ст. 1173.

5 СЗ РФ.— 2001. — № 31. — Ст. 3295.

6 Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 146-149.

7 Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 150-152.

8 Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 154.

9 Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 156.

10 Галаганов В. П. Право социального обеспечения. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 159.

11 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Издательство БЕК, 2012. — С. 214.

12  Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 № 340-1. - ст. 10.

13 Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2011. - С. 32.

14 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566.

15 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2012. - С. 35.

16 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Издательство БЕК, 2012. — С. 216-218.

17 Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.) // "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699

18 К пенсиям по старости на льготных основаниях зачастую относят также пенсии, назначаемые при пониженном возрасте в связи с работой с особыми условиями труда и на Крайнем Севере (см., напр.: Право социального обеспечения. М., 1999. С. 129—135). Это неверно. В Законе 1990 г. четко разграничиваются все эти три основания, причем льготным считается лишь первое из них, т. е. то основание, которое не обусловлено характером трудовой деятельности (ее неблагоприятными условиями), а касается лишь личности человека.

19 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Издательство БЕК, 2012. — С. 222-223.

20 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // "Российская газета" от 24 июля 1997 г.

21 Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2002. - 256 с. С. 39.


Информация о работе Общая характеристика системы пенсионного обеспечения