Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:06, курсовая работа
На протяжении почти двух десятков лет в нашей стране остается крайне больным вопрос пенсионного обеспечения граждан.
В период с 1990 года система правового регулирования пенсионного обеспечения в России пережила два революционных периода:
принятие Закона о государственных пенсиях в 1990 г.;
принятие пакета пенсионных законов 15 декабря 2001 г.
Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 № 340-1 предусматривал общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается в России: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Как видим, возрастной ценз и продолжительность общего трудового стажа для мужчин и женщин различны. Для женщин пенсионный возраст и общий трудовой стаж ниже на 5 лет, чем для мужчин12.
В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 5-7 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране13. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в РФ"14 безработным, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, и уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Для оформления досрочной пенсии до 06.05.96 причина увольнения безработного значения не имела.
Указанный выше общий пенсионный возраст — это предельный возраст, по достижении которого ныне в нашей стране устанавливается трудовая, страховая пенсия по старости. Он используется как критерий для распределения населения страны по укрупненным возрастным группам. При этом население старше общего пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным. Все население (около 147 млн. человек) подразделяется на три возрастные группы.
Первая — в возрасте моложе трудоспособного (общая численность населения за минусом населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного). Таких наших соотечественников примерно 24%, их доля в структуре населения падает.
Вторая — в трудоспособном возрасте (общая численность населения за минусом части населения моложе трудоспособного возраста, т. е. до 16 лет, и части населения в возрасте старше трудоспособного). Их около 56%, их доля в структуре населения также снижается.
Наконец, третья группа — население старше трудоспособного возраста, их 20%. Доля граждан такого возраста возросла примерно на 2,5%, но не в связи с тем, что старые люди ныне дольше живут, чем 5—6 лет назад. Просто сократилась рождаемость, численность детей и людей трудоспособного возраста.
Если сравнивать эти данные с данными 1990 г., то можно сделать следующие малоутешительные выводы. Население России не увеличивается, а уменьшается, естественный прирост отрицательный — рождается людей значительно меньше, чем умирает; падение численности населения частично компенсируется миграцией в Россию из других стран, в основном, из бывших союзных республик, входивших в СССР (в Россию за эти годы переселилось около 5 млн. человек); сокращается в возрастной структуре населения доля детей, а также граждан в трудоспособном возрасте и несколько увеличивается доля людей в нетрудоспособном возрасте. В последующие 5 — 6 лет численность граждан старшей возрастной группы немного сократится, учитывая, что рубежа пенсионного возраста достигнет сравнительно немногочисленная когорта наших соотечественников, рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сократилась. Однако доля их в структуре населения не изменится.
В последние годы демографические тенденции явно неблагоприятны. Основная причина этого ясна и не вызывает сомнений: резкое, беспрецедентное в мирное время снижение за короткий срок уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, психологические стрессы, неуверенность в своем будущем и будущем детей.
Положение существенно осложняется значительным сокращением занятого населения среди трудоспособной его части и соответственным увеличением неработающих граждан (примерно 10 млн. человек).
Оптимальный ли пенсионный возраст установлен в России, обосновано ли его повышение? Этот вопрос поставлен не случайно, также как не случайно приведены данные о структуре населения страны.
Дело в том, что предложение о повышении пенсионного возраста содержится в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством. Авторы Концепции одну из главных целей реформы трудовых (страховых) пенсий видят в изменении условий назначения пенсий, полагая, что именно таким путем «может быть оптимизирована экономическая нагрузка пенсионной системы». Решающим фактором нагрузки, как указывается в Концепции далее, «является пенсионный возраст, поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве». Согласиться с таким безапелляционным утверждением нельзя. Оно абсурдно, ибо не учитывает многие другие факторы, не менее значимые, например уровень рождаемости и уровень занятости молодежи, граждан среднего, предпенсионного и даже пенсионного возраста и т.д. Кстати, увеличение пенсионной нагрузки в последние годы произошло в связи с сокращением рождаемости и уменьшением общей численности граждан допенсионного возраста, а также со снижением доли работающих граждан в трудоспособной части населения, а отнюдь не вследствие того, что люди пенсионного возраста стали жить дольше (продолжительность жизни людей пенсионного возраста в России резко сократилась, как и продолжительность жизни граждан во всех других возрастных группах).
Ныне наши соотечественники, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других развитых странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).
Вывод очевиден. Решать проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе, как это предлагается в Концепции, нельзя. Это не выход из положения. При сохранении сложившейся ситуации (снижении рождаемости, все возрастающей смертности, сокращении численности занятого населения и т.п.) повышение возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом — в незамедлительном устранении указанных выше социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.
Что касается реализации идеи повышения пенсионного возраста, то это, на наш взгляд, весьма отдаленная перспектива. Она осуществима лишь в случае значительного повышения уровня и качества жизни 2—3-х поколений. Проживут эти поколения в условиях, хотя бы примерно близких к тем, в которых уже давно живут люди в развитых странах, вот тогда и появится реальная возможность для некоторого повышения пенсионного возраста. К тому же надо заблаговременно (лет за 10 как минимум) объявить о намерении повысить пенсионный возраст, обосновать объективные причины для этого (возросшая продолжительность жизни, в том числе в трудоспособном периоде, улучшение здоровья народа и т.п.) и повышать его цивилизованным путем, так, как это делается в других странах: в каждом наступающем году на 1 месяц, а за 12 лет всего на один год.
Итак, низок ли пенсионный возраст в России? Ведь в других развитых странах пенсионный возраст выше: во Франции, например, 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Германии 65 лет, а с учетом возможности досрочного выхода на пенсию 62 года; такой же пенсионный возраст в США, однако там намечается его некоторое повышение. В Западной Европе пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин лишь в Италии, но также предполагается его некоторое повышение (на два года).
Ответ на поставленный вопрос однозначен: в нашей стране установлен действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так как жизнь у нас короче и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися за десятилетия и особенно современными неблагоприятными условиями их жизни.
Возраст назначения пенсии, т. е. возраст, при котором оформляется пенсия, может отличаться от установленного законом пенсионного возраста. В настоящее время граждане обращаются за пенсией, как правило, сразу же по достижении пенсионного возраста. Объясняется это тем, что назначенная пенсия выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме (но без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев). Других стимулов к более позднему выходу на пенсию в нашей стране пока еще нет.
Различия (дифференциация) общего пенсионного возраста по признаку пола — характерная особенность России, а в прошлом — СССР. Это традиция страны, соблюдаемая со времени введения пенсионного обеспечения по старости.
Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола — не повсеместное явление в мире. В большинстве развитых стран пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковый, женщины не пользуются какими-либо привилегиями в отношении возрастного ценза для выхода на пенсию по старости. Однако есть немало стран, где затронутый вопрос решается так же, как в России, т. е. для женщин предусматривается пониженный пенсионный возраст, правда, не всегда на 5 лет. Пять лет — это максимальное его снижение.
Если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании, то различий в возрасте не должно быть: все на равных основаниях «зарабатывают» себе пенсию. К тому же продолжительность предстоящей жизни у женщин выше, чем у мужчин, особенно в нашей стране. Кроме того, женщины находятся на пенсии значительно больший срок, чем мужчины, их «пенсионный период жизни» более длительный, в том числе и после 60 лет — мужского пенсионного возраста. Не случайно в общей структуре пенсионеров по старости преобладают женщины. В возрасте 70 лет и старше, к примеру, на 1000 мужчин приходится 3130 женщин, а в возрасте старше трудоспособного (60 лет и старше мужчины, 55 лет и старше женщины) на 1000 мужчин приходится 2615 женщин.
Предложения о введении значительных ограничений по учету страхового стажа, в частности, об исключении периодов учебы, отпусков по уходу за ребенком и др., нарушали конституционный принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком до трех лет прямо противоречит требованиям Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи15.
С другой стороны, можно привести много общечеловеческих доводов для объяснения целесообразности введения для женщин пониженного пенсионного возраста, а там, где он уже введен, — для его сохранения (женщина — мать, на нее падает основная нагрузка по воспитанию детей, а подчас и внуков, ведению домашнего хозяйства и т. д.).
Данная проблема затронута здесь не случайно, как не случайно приведены некоторые данные, характеризующие структуру контингента пенсионеров по признаку пола. Отмечалось, что главный рычаг, с помощью которого, по мнению авторов Концепции, можно облегчить пенсионные нагрузки, — это повышение пенсионного возраста. Наибольший эффект даст, как нетрудно заметить, увеличение пенсионного возраста именно для женщин, так как их значительно больше, чем мужчин. Хотя в одобренной Правительством Концепции о выравнивании пенсионного возраста для женщин и мужчин прямо не говорится, однако не исключается, что это имеется в виду.
По нашему мнению, подобный шаг без достаточных оснований нарушит многолетнюю традицию нашей страны, населяющих ее народов и вряд ли будет одобрен гражданами.
Трудовая пенсия по старости — это стажевая пенсия, она устанавливается, как отмечалось, тем гражданам, которые достигли пенсионного возраста и имеют в то же время определенный общий трудовой стаж.
Российский пенсионный закон сохранил давнюю традицию нашей страны — понижение для женщин на 5 лет не только пенсионного возраста, но и трудового стажа, необходимого для назначения пенсий по старости16.
Велик ли общий трудовой стаж, необходимый для получения полной страховой пенсии по старости? Напомним, что он определен в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. По мировым стандартам — не велик; во многих странах он такой же, как у нас, в отдельных — несколько ниже или выше. Для женщин стажевые требования, как правило, не снижаются (также как и возрастной ценз).
Требуемый общий трудовой стаж составляет в России всего лишь немногим более половины трудоспособного периода в жизни человека (он составляет у мужчин 44 года (60 лет минус 16 лет), а у женщин 39 лет (55 лет минус 16 лет). Надо учитывать, что в нашей стране в общий трудовой стаж засчитываются некоторые другие периоды, помимо работы, когда работник подлежал обязательному пенсионному страхованию.
Законом РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было установлено большое количество льготных оснований для пенсионного обеспечения, с которыми связано снижение общего пенсионного возраста и длительности трудового стажа.
Льготные основания для пенсионного обеспечения по Закону РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" можно объединить в несколько групп: - в связи с особыми условиями труда (ст. 12); - в связи с особыми природно-климатическими условиями, в которых проходила трудовая деятельность (ст. 14); - в связи с особыми обстоятельствами, непосредственно характеризующими гражданина безотносительно к производственным и природно-климатическим условиям труда (ст. 11).
Льготные основания пенсионного обеспечения содержались также в специальных законах, в частности, ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"17 и др. В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям18. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.
Информация о работе Общая характеристика системы пенсионного обеспечения