Общая характеристика судебной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть общее положение о судебной системе России, исследовать законодательство о судебной системе, выявить единство судебной системы, классифицировать систему судов с позиций федеративного устройства Российского государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Общее положение о судебной системе РФ……………………………………...4
Законодательство о судебной системе…………………………………………..5
Единство судебной системы…………………………………………………….11
Суды в Российской Федерации…………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы и нормативно – правовых актов………...28

Файлы: 1 файл

Общая характеристика судебной системы РФ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Голицынский пограничный институт ФСБ РФ

Центр образовательной деятельности

 

 

факультет заочного обучения

отделение юриспруденция

 

 

Курсовая работа

по предмету «Конституционное право России»

тема: «Общая характеристика судебной системы РФ»

 

Работу выполнил студент 2 курса

группы Ю  – 91 «а»

Плие Г.В.

 

Научный руководитель

Горшнев П.М.

 

 

 

 

 

 

 

Голицыно-2009

План..

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Общее положение о судебной системе РФ……………………………………...4

Законодательство  о судебной системе…………………………………………..5

Единство судебной системы…………………………………………………….11

Суды в Российской Федерации…………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы и нормативно – правовых актов………...28

 

Введение.

 

Тема курсовой работы – «Общая характеристика судебной системы РФ».

Актуальность  данной темы: В подлинно демократическом  государстве недостаточно иметь  демократическое законодательство и демократический механизм его  применения исполнительной властью. Необходима и демократическая организация и деятельность третьей, судебной власти, призванной своими способами обеспечивать правопорядок и разрешать возникающие в жизни конфликты на основе принципа верховенства права. Без этого государство не может быть действительно демократическим и правовым.

Цель данной работы – раскрыть общее положение о судебной системе России, исследовать законодательство о судебной системе, выявить единство судебной системы, классифицировать систему судов с позиций федеративного устройства Российского государства.

 

 

 

Общее положение о судебной системе РФ

Конституция РФ утвердила в системе государственной  власти страны разделение властей и  самостоятельное положение судебной власти как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной  и исполнительной отраслям государственной власти.

Определение Конституцией РФ начал организации судебной власти, основных ее признаков, средств реализации отразило федеральные основы построения современного Российского государства, распределение содержания и пределы  нормотворческой компетенции в сфере судоустройства, формы его законодательного регулирования.

Основы правового  регулирования этой отрасли государственной  власти содержатся в Конституции  РФ, в федеральных конституционных  и федеральных законах.

Этим законодательством  устанавливаются основные институты, устройство и организация деятельности судебной системы. К подлежащим правовому регулированию составляющим сферы судебной власти относятся: система судебных органов, принципы ее организации и основные начала правосудия, формы судопроизводства и их особенности, основы статуса судей и формирования судейского корпуса, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, исполнение судебных актов, функционирование органов судейского сообщества. Таким образом, сфера судебной власти охватывает совокупность судебных органов и непосредственно обеспечивающих их деятельность учреждений, объединенных общностью принципов и задач и руководствующихся в своей деятельности едиными для Российского государства правовыми основами.

Отмеченные  основы организации судебной власти, главное направление их правового  регулирования представлены в Федеральном  конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации"1.

В гл. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" утверждается основной принцип организации судебной системы в Российской Федерации - ее единство, устанавливаются государственно-правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Совокупность  избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан.

Общие положения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" призваны служить утверждению законодательных начал судебной власти как одному из главных направлений реализации государственной власти в правовом государстве. Они являются правовой основой для подготовки предусмотренных Законом нормативных актов в сфере судоустройства.

Законодательство  о судебной системе

Статья 2 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" утверждает основные законодательные источники правового регулирования организационной структуры судебной системы - фундамента судебной власти в Российской Федерации.

Правовые основы построения судебной системы РФ в  настоящее время определяются прежде всего Конституцией РФ и Законом  о судебной системе. Однако этими актами не исчерпывается весь обширный перечень источников правового регулирования судебной власти в Российской Федерации и ее основного организационного каркаса - судебной системы.

Конституция РФ 1993 г. должна рассматриваться как  непосредственный источник судоустройственного права. В ней получили нормативное решение фундаментальные вопросы организации судебной власти, основные принципы осуществления правосудия, утвердились предпосылки прямого действия и применения ее норм.

Конституция РФ относит установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройства в целом к ведению Российской Федерации (п. "г" и "о" ст. 71). Таким образом, основные вопросы организации материальной основы судебной власти - структуры системы судов - как и все судоустройство, составляют компетенцию Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится правовое регулирование обеспечения судебной системы кадрами (п. "л" ст. 72 Конституции).

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть". Именно в этой главе в качестве правового акта, который должен определять содержание и структуру судебной системы как важнейшего института государственного устройства Российской Федерации, назван Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

Делегирование конституционного полномочия по определению  структуры судебной власти специальному федеральному конституционному закону представляет собой особенность современного законодательного регулирования устройства судебной системы в Российской Федерации.

Основополагающее  значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и  последовательность изложения ст. 125-127 Конституции РФ, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Конституция РФ подразделяет судебную систему на три  ветви, различающиеся по своей структуре, формам связи с федеративным устройством и административно-территориальным делением российского государства. Законодатель не поддержал идею концентрации всей высшей судебной власти в едином судебном органе.

Выстраивая  ряд высших органов судебной власти, Конституция РФ предоставляет первое место Конституционному Суду РФ.

Конституционному  Суду РФ предоставлено полномочие обращения  к Федеральному Собранию РФ с оценкой  состояния конституционной законности в Российской Федерации.

Учитывая особое положение Конституционного Суда РФ в системе государственного механизма Российской Федерации, Конституция РФ наиболее полно определяет статус этого Суда, непосредственно закрепляя его организационные основы, задачи и функции, указывая содержание компетенции, формы связи с иными отраслями власти и представляющими их государственными органами. Конституционный Суд РФ не имеет подведомственной ему системы судов. Его связи с судами иных ветвей судебной системы носят в основном информационный характер. Однако следует признать, что в силу полномочий на конституционный контроль, исключительного права на толкование норм Конституции, установление факта несоответствия норм федеральных законов Конституции РФ и объявление их утратившими силу Конституционный Суд РФ реально оказывает значительное влияние на организацию и деятельность судов общей юрисдикции (см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г., существенно ограничившее полномочия действующих в ряде регионов Российской Федерации судов присяжных).

Верховный Суд  РФ возглавляет подсистему судов  общей юрисдикции, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения  по вопросам судебной практики. Верховный  Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции2.

Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики основаны на обобщении материалов судебной правоприменительной деятельности, как правило, имеют особую структуру, способствуют осознанию цели соответствующих актов и содержат предложения по повышению уровня профессиональной судебной деятельности. При этом следует учитывать неравнозначность понятий "легальное толкование закона" и "разъяснения по вопросам судебной практики". Указание Конституции РФ на значение разъяснений по вопросам судебной практики как одной из главных функций Верховного Суда РФ наряду с надзором за судебной деятельностью позволяет рассматривать их как самостоятельную разновидность государственной праворазъяснительной деятельности. Создаваемая Верховным Судом РФ совокупность разъяснений представляет собой нормативно-информационную систему, способствующую научно обоснованному познанию судьями правовых норм при их применении.

Высший Арбитражный  Суд РФ возглавляет подсистему арбитражных  судов, является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Нормы Конституции РФ предусматривают различные системные характеристики судебной системы: различие функций судов, многообразие их уровней, разнообразие методов их учреждения и наделения судей их полномочиями, несовпадающие особенности процедур функционирования: конституционный контроль, правосудие, судебный контроль, различие в формах судопроизводства (гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

Наиболее полную нормативную характеристику судебной системы РФ содержит Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

В настоящее  время правовая база судебной системы  носит комплексный характер и складывается из ряда уровней. Нормативные акты этой системы различаются содержанием регулируемых правоотношений и своей юридической силой.

Высшую ступень  в системе законодательства о  судебной власти занимают такие универсальные  акты, как Конституция РФ и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.3 Следующий уровень этой системы составляют федеральные конституционные законы (с последующими изменениями и дополнениями): "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.4; "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.; "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г.; "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г.; "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 8 февраля 2001г.; "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" о судебной системе производятся некоторые изменения в судебных системах субъектов РФ.

Структура и  организация деятельности верховных  судов республик и судов субъектов РФ регламентируется нормативными актами субъектов РФ. Соответствующие нормативные акты - законы о конституционных судах республик и уставных судах субъектов Федерации - принимаются представительными органами субъектов Федерации.

Немаловажное значение для организации деятельности судов имеют указы и распоряжения Президента РФ, в частности следующие: Указ "Об упорядочении территориальной юрисдикции районных народных судов г. Москвы" от 19 октября 1993 г.; Указ "Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.; Указ "О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия" от 14 октября 1997 г.; Указ "Об обеспечении деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" от 19 августа 1996 г.; Указ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" от 7 февраля 2000 г.

Некоторые вопросы  обеспечения деятельности судов  и правового положения судей  регулируются актами Правительства РФ.

Особое место  в системе законодательства о  судоустройстве занимают нормативные  акты республик в составе Российской Федерации и иных субъектов РФ (конституции субъектов Федерации, законы о конституционных судах  республик и уставных судах субъектов Федерации, законы о мировых судьях и иные акты, принятые в пределах предоставленной субъектам Федерации компетенции). Эти нормативные акты не должны противоречить федеральным конституционным и федеральным законам (см., например, Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. "О мировых судьях в городе Москве").

Единство  судебной системы

 

Одним из главных  законоположений организации судебной системы в Российской Федерации  является утверждение принципа единства этой системы.

Рассматривая  судебную систему как неоднородное государственно-правовое образование, мы отмечаем многообразие ее структурных  подразделений, каждое из которых характеризуется  своими задачами и методами осуществления  установленных законом функций, многими специфическими чертами и особенностями. Выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством.

Информация о работе Общая характеристика судебной системы РФ