Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть общее положение о судебной системе России, исследовать законодательство о судебной системе, выявить единство судебной системы, классифицировать систему судов с позиций федеративного устройства Российского государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общее положение о судебной системе РФ……………………………………...4
Законодательство о судебной системе…………………………………………..5
Единство судебной системы…………………………………………………….11
Суды в Российской Федерации…………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы и нормативно – правовых актов………...28
Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих разные формы судопроизводства. Обеспечению этой общности служит закрепление в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" положений о единстве судебной системы РФ.
Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
К числу условий обеспечения единства судебной системы Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" относит его фундаментальные правовые основы: судебная система РФ устанавливается высшим законодательным актом страны - Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Прямое указание в Конституции РФ на функцию федерального конституционного закона (ч. 3 ст. 118) равносильно приданию ему значения части Конституции РФ и статуса высшего законодательного акта в правовом регулировании судоустройства Российской Федерации.
Судебная система как конституционное установление, а именно как совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", и включает: а) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации); б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; в) арбитражную юстицию.
Эти подсистемы различаются по всем параметрам: по порядку организации, компетенции, структуре, регулированию деятельности, инфраструктуре обеспечения деятельности.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя РФ, конституционных прав граждан. Основное полномочие этого органа - конституционный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах Федерации выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов Федерации и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.
Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на самую многочисленную и развитую подсистему территориальных судов, возглавляемую Верховным Судом РФ. Конституция РФ называет эти суды судами общей юрисдикции и устанавливает, что надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Они рассматривают подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел.
В комплекс общих судов включается также занимающая особое место в судебной системе группа военных судов. Это специализированные суды, которые входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Этим судам подведомственны административные и гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из окружных (флотских) и гарнизонных военных судов (ст. 7, 8 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды округов, высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. Деятельность арбитражных судов определяется Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и АПК РФ. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности высших судов названных подсистем, а именно Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов должны устанавливаться, согласно указанию Конституции РФ (ч. 3 ст. 128), федеральным конституционным законом.
Отмеченные характерные признаки судебной системы как основной составляющей государственно-правового института "судоустройство" получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в так называемых звеньях судебной системы и судебных инстанциях.
Так, в соответствии с
государственным устройством и административно-
Суды, составляющие такое звено, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.
Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено - районные (городские) суды; 2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено5.
Характерным признаком системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.
Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющие определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.
По ныне действующему законодательству о судоустройстве все суды, с точки зрения их компетенции, делятся на: 1) суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев; 2) суды второй инстанции, которые рассматривают кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу.
К таким судам как вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им. Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией и одновременно апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21). Апелляционный порядок рассмотрения уголовных дел регулируется гл. 44 УПК РФ.
В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует несколько инстанций.
Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу.
Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса. Деятельность кассационных и надзорных инстанций призвана также способствовать утверждению единства судебной правоприменительной практики6.
Формирование судебной системы и правовое регулирование ее деятельности основываются на последовательном применении определенной совокупности руководящих начал, отражающих экономические и политические устои общества, уровень и характер его правосознания.
Организация судов в Российской Федерации строится на основе закрепленной в Конституции РФ и федеральных конституционных законах системы принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования.
Закрепленные законом правила судопроизводства - существенный компонент организации судебной деятельности. Их полное исполнение - гарантия законности правосудия, судебной защиты прав граждан. Правила судопроизводства должны формализоваться только в кодифицированных нормативных актах и в федеральных законах.
Недопустимо, когда эти правила формулируются в иных документах, например в постановлениях Конституционного Суда РФ.
Конституция РФ
относит уголовно-
Осуществление правосудия должно опираться на единые основы независимо от формы судопроизводства. Законодательство о формах судопроизводства приводится в соответствие с положениями Конституции РФ. Поэтому обновлению процессуального законодательства уделяется особое внимание. Уже приняты новые АПК РФ, УПК РФ и ГПК РФ.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает обязательность для мировых судей следовать правилам судопроизводства, закрепленным в федеральных законах. Поэтому соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями указанных правил - непременное условие единства судебной системы РФ.
Определяющее значение для формирования судебной системы РФ и поддержания ее в стабильном состоянии имеет установление Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" единых требований к судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей.
Состояние и качество судейского корпуса впервые становятся предметом конституционного регулирования. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на всей территории Российской Федерации приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и возможном отсутствии единообразия в решении вопросов работы с кадрами судебных органов в связи с отнесением этой деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "л" ст. 72 Конституции РФ).
Единый статус судей Российской Федерации ранее был установлен Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и затем подтвержден Законом о судебной системе.
Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства.
Статья 4 Федерального конституционного закон "О судебной системе Российской Федерации" определяет основную функцию органов судебной власти, устанавливает круг судебных органов, уполномоченных осуществлять правосудие, классифицирует системы судов с позиций федеративного устройства Российского государства, выстраивает их общую систему в соответствии с указанной Конституцией РФ иерархией и распределением компетенции.
Суд как обобщенное понятие конституционного и судоустройственного права представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе российского государственного механизма, самостоятельный и независимый от иных органов государственной власти, учреждаемый в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным законодательством. Суд состоит из судей - носителей судебной власти, должностных лиц, наделяемых судейскими полномочиями в результате применения особой процедуры, исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, - и представителей народа, привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.
Информация о работе Общая характеристика судебной системы РФ