Судебная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:32, реферат

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………….2

2. Основные положения судебной системы РФ……………………………………..3

3. Конституционно-правовой статус судей………………………………………….4

4. Конституционный суд РФ……………………………………………………….…5

5. Верховный суд РФ………………………………………………………………….8

6. Арбитражный суд РФ……………………………………………………………....9

7. Вывод………………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.25 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Введение…………………………………………………………………………….2 

2. Основные  положения судебной системы РФ……………………………………..3 

3. Конституционно-правовой  статус судей………………………………………….4 

4. Конституционный  суд РФ……………………………………………………….…5 

5. Верховный  суд РФ………………………………………………………………….8 

6. Арбитражный  суд РФ……………………………………………………………....9 

7. Вывод………………………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

  Суд среди других органов государственной  власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан  на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

  От  деятельности судебных органов зависят  многие процессы в стране – как  уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому  данная работа имеет цель исследовать  структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько  эффективно эта система действует.

  В Конституции РФ в статье 10  указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной  и исполнительной власти. Это позволяет  рассматривать суды в отдельности  от остальных органов её осуществления.  Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов  государственной власти.

     Термин «судебная власть» употребляется  в разных значениях. Так, можно  говорить, что судебная власть - это  суд, система соответствующих  учреждений, тот или иной суд  или все суды. Энциклопедический  словарь определяет судебную  власть как систему судебных  органов государства, осуществляющих  правосудие.

      Статья 118 Конституции РФ  и ныне  действующий закон о судоустройстве  предусматривают, что отправление  правосудия является особым видом  государственной деятельности, самостоятельной  государственной функцией, осуществлять  которую во исполнение законов  вправе только специально для  этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия  другим органам антиконституционна  и недопустима. Т.е. в России  нет и не должно быть никаких  иных, кроме судов, государственных  или общественных органов, которые  имели бы право рассматривать  и разрешать гражданские, уголовные  и экономические дела.

  2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ  РФ 

      В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная  юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими изменениями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

      Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

      В Конституции РФ установлен строгий  запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение  и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.  

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС СУДЕЙ 

      Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

      В соответствии с высоким статусом  судей к ним предъявляются  определенные требования. Самые  общие из них сформулированы  в ст. 119 Конституции РФ. Судьями  могут быть только лица, имеющие  гражданство РФ, достигшие 25 лет,  имеющие высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет.

      Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных  судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

      Независимость. Важнейшим конституционным  принципом организации судебной  власти является независимость  судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской  Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие  самостоятельности и эффективности  судебной власти, ее способности  защищать права и свободы людей.  Подчинение судей Конституции  РФ указывает на то, что судьи  в первую очередь обязаны обеспечивать  применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть  акт высшей юридической силы  и имеет прямое действие.

      Власть судов конкретизируется  и усиливается указанием Конституции  РФ (статья 120 часть 2) на то, что,  установив при рассмотрении дела  несоответствие акта государственного  или иного органа закону, суд  принимает решение в соответствии  с законом. Эта норма подчеркивает  главенство закона над всеми  другими правовыми актами.

      Статья 121 и 122 Конституции РФ устанавливают  соответственно, что судьи несменяемы  и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не  подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд, и не подлежит уголовной ответственности.

      Т.о. видно, что судьи наделены довольно широкими полномочиями, и это позволяет им довольно комфортно чувствовать себя при исполнении своих обязанностей. 

4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ  СУД РФ 
 

      Конституционный суд РФ - специализированный  орган правовой охраны Конституции,  деятельность которого в данной области имеет контрольный характер. Это определяется  прежде  всего тем, что он наделен правом  отмены          актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации.                                                                     Более  чёткое   определение Конституционного суда дано в статье 1 федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регулирующий его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.

      Согласно статье 125 части 1 Конституционный  Суд состоит из 19 судей, которые  назначаются на должность Советом федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

      Основными принципами деятельности  Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

      Часть вторая статьи 125 Конституции  РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда - контроль за соответствием Конституции РФ различных правовых актов. К субъектам возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

      Отправной точкой в сфере конституционного  контроля является Конституция  России. Именно она обладает наивысшей  юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.

      Определены также объемы конституционного контроля, при этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. Их можно разделить на четыре группы: к первой группе относятся акты федерального уровня - федеральные законы и нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; вторую группу составляют акты субъектов Федерации; третья группа - внутригосударственные или внутри-федеральные договоры России; к четвертой группе относятся международные договоры России.

      В части третей статьи 125 дана  характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для государства, его социально-экономической, политической системы и для каждого гражданина.

      Конституция России наделяет  Конституционный Суд правом разрешать  в данной области споры о  компетенции между федеральными  органами всех видов государственной  власти: между органами всех видов  государственной власти РФ и  органами всех видов государственной  власти субъектов РФ и между  высшими государственными органами  субъектов Федерации.

      В части четвертой статьи 125 закрепляется  полномочие Конституционного Суда  проверять конституционность закона, применённого или подлежащего  применению в конкретном деле, в отношение которого поступили  жалобы на нарушение прав граждан. 

      В части пятой статьи 125 впервые  в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль, однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Информация о работе Судебная система РФ