Судебная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:32, реферат

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………….2

2. Основные положения судебной системы РФ……………………………………..3

3. Конституционно-правовой статус судей………………………………………….4

4. Конституционный суд РФ……………………………………………………….…5

5. Верховный суд РФ………………………………………………………………….8

6. Арбитражный суд РФ……………………………………………………………....9

7. Вывод………………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.25 Кб (Скачать)

      В части шестой статьи 125 прописаны  положения об обязательном соответствии правовых и иных актов, а также международных договоров Конституции РФ. Акты и договоры, признанные неконституционными, утрачивают свою силу.

      В части седьмой статьи 125 определены  полномочия Конституционного Су-да, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации. 

5. ВЕРХОВНЫЙ СУД  РФ 

      Придание Верховному Суду РФ  статуса высшего судебного органа  не имеет абсолютного характера,  оно ограничено сферой осуществления  его компетенции, т.е. делам,  подсудным судам общей юрисдикции. Следовательно, по делам о проверке  конституционности законов и  иных нормативных актов, а также  по делам об экономических  спорах Верховный Суд не является  высшим судебным органом, поскольку  эти дела рассматривают соответственно  Конституционный Суд РФ и арбитражные  суды.

      Перечень дел, в отношении которых  Верховный Суд выступает в  качестве суда высшей инстанции,  не является исчерпывающим. Помимо  гражданских, уголовных и административных  дел, в нем могут быть рассмотрены  и другие дела.

      В настоящее время Верховный  Суд РФ действует в составе  Пленума, Президиума, Судебной коллегии  по гражданским делам, Судебной  коллегии по уголовным делам  и Военной коллегии. Полномочия  Верховного Суда определены Законом  РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве  РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР и Российской Федерации. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как указано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах формах судебный надзор".

      Длительно считалось беспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей. 

6. АРБИТРАЖНЫЙ СУД  РФ 

      В России, как и в других  странах СНГ, судебная власть  в сфере, относящейся к гражданским  и административным делам, осуществляется  двумя самостоятельными судебными  системами: судами общей юрисдикции  и арбитражными судами, возглавляемыми  Высшим Арбитражным Судом РФ.

      Такой дуализм не известен  большинству государств "дальнего  зарубежья". Его можно объяснить  существованием длительное время  (свыше шестидесяти лет) в бывшем  СССР самостоятельных, независимых  от общих судов органов по  разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных  арбитражей, входивших в систему  союзных органов государственного  управления.

      Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.

      Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

      К ведению Высшего Арбитражного  Суда отнесено разрешение только  тех экономических споров и  иных дел, которые прямо предусмотрены  Арбитражным процессуальным кодексом  РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными  актами РФ, а также межгосударственными  соглашениями и международными  договорами.

      В статье 127 говорится об иных  делах, рассматриваемых Высшим  Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

      Статья 127 Конституции возложила  на Высший Арбитражный Суд  судебный надзор за деятельностью  арбитражных судов, который должен  осуществляться в предусмотренных  федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы  и не находятся в административном  подчинении Высшего Арбитражного  Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов. 
 

7. ВЫВОД 

     Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органами государства, т.е. судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами.

      Суды и судьи наделены широкими  полномочиями и обладают большим  количеством привилегий. С одной стороны это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой получается, что суды становятся практически неподконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, ведут дела, руководствуясь личными, а иногда и корыстными мотивами.

      Поэтому, несмотря на то, что  законодательство РФ довольно  обширно рассматривает деятельность  судов и чётко определяет их  обязанности, судебная система  РФ ещё нуждается в существенных  доработках.    
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  2. Комментарии к Конституции РФ./Окуньков, 1997 г.
  3. Правоохранительные органы РФ./Божьев, 1996 г.
  4. Закон о судебной системе РФ (в ред. от 15 декабря 2001 г.)
  5. Закон о статусе судей в РФ (в ред. от 15 декабря 2001 г.)
  6. Гражданское право./Толстой, 1996 г.

Информация о работе Судебная система РФ