Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:48, реферат
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., что обеспечивает её единство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных
законов, общепризнанных принципов и норм международного права и
международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
Введение…………………………………………………………………...3
Принципы осуществления судебной власти……………………...……..4
Конституционные суды.…………………………………………….……7
Суды общей юрисдикции…………………………………………….…..9
Верховный суд РФ………………………………………………….....9
Районные суды……………………………………………………….10
Мировые суды………………………………………………………..10
Военные суды………………………………………………………...12
Арбитражные суды………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
в г. Дмитрове
«Судебная
система РФ»
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
студентки 3 курса специальности
«Экономика
и управление на предприятии
(городское хозяйство)»
Дмитров
2011
Содержание
Судебная система
РФ устанавливается Конституцией РФ
и Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации»
от 31 декабря 1996 г., что обеспечивает её
единство. Кроме того, единство судебной
системы РФ обеспечивается путем:
- соблюдения всеми федеральными судами
и мировыми судьями установленных федеральными
законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции
РФ федеральных конституционных
законов, общепризнанных принципов и норм
международного права и
международных договоров РФ, а также конституций
(уставов) и других законов субъектов РФ;
- признания
обязательности исполнения на всей территории
РФ судебных
постановлений, вступивших в законную
силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Одним
из признаков правового
Конституция
РФ устанавливает требования, предъявляемые
к основной
категории работников судов РФ: судьями
могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет,
имеющие высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии
не менее пяти лет. При этом федеральные
законы устанавливают и дополнительные
требования судьям РФ. Так, в соответствии
с Законом РФ «О статусе судей в Российской
Федерации» от 26 июня 1992 г. кандидаты на
должность судьи должны сдать квалификационный
экзамен, не должны допускать порочащих
их поступков. При этом судьей вышестоящего
суда может стать гражданин РФ, достигший
30-летнего возраста, а судьей Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
— достигший 35-летнего возраста
и имеющий стаж по юридической специальности
не менее 10 лет. Отбор кандидатов на должность
судей осуществляется на конкурсной основе.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов.
Судебная
власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Правосудие осуществляется
в строго определенном законом процессуальном
порядке, характерном лишь для судопроизводства.
Признание за судом исключительного права
на осуществление правосудия означает,
в
частности, что только он может вынести
как обвинительный, так и
оправдательный приговор, принять решение
по рассматриваемому от имени
государства делу.
Базовый
принцип деятельности судов, как
и всех
государственных органов, состоит в неукоснительном
соблюдении Конституции РФ и законов,
которыми регламентируются организация
и порядок их практики. Независимость
судей и подчинение их только Конституции
РФ и федеральному закону. Суды осуществляют
судебную власть самостоятельно, независимо
от чьей бы то ни было воли, подчиняясь
только Конституции РФ и закону. Гарантии
независимости судей, присяжных, народных
и арбитражных заседателей устанавливаются
Конституцией РФ и федеральным законом.
Независимость судей обеспечивается:
предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия; запретом (под угрозой ответственности)
чьего бы то ни было вмешательства в осуществление
правосудия; установленным порядком
приостановления и прекращения полномочий
судьи, а также другими мерами его правовой
защиты, материального и социального обеспечения,
предусмотренными законодательством.
Закон также устанавливает, что судья
не вправе быть депутатом, принадлежать
к политическим партиям и движениям, а
также совмещать функции судьи с другой
оплачиваемой работой, кроме научной,
преподавательской, литературной и иной
творческой деятельности. Независимость
судей обеспечивается и их неприкосновенностью.
В соответствии со ст. 122 Конституции РФ
судья не может быть привлечен к уголовной
ответственности иначе как в порядке,
определяемом федеральным законом. Гарантия
независимости судей предполагает финансирование
судов только из федерального бюджета.
Важная конституционная гарантия независимости
судей — их несменяемость. В соответствии
со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи
могут быть прекращены или приостановлены
не иначе как в порядке и по основаниям,
установленным федеральным законом. Судья
не может быть назначен (избран) на другую
должность или в другой суд без его согласия.
Коллегиальное рассмотрение дел в суде
создает
реальные условия для их всестороннего,
полного и объективного судебного
разбирательства. Однако в определенных
случаях, установленных законом,
возможно и единоличное рассмотрение
дел в суде. Рассмотрение гражданских
и уголовных дел в судах осуществляется
коллегиально и единолично; в суде первой
инстанции — с участием присяжных заседателей,
народных заседателей, либо коллегией
из трех профессиональных судей, или единолично
судьей.
В
Российской Федерации действуют: а)
федеральные суды; б)
конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов Федерации,
составляющие судебную систему Российской
Федерации. В свою очередь к
федеральным судам относятся:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный
Суд РФ, верховные суды республик, краевые
и областные
суды, суды городов федерального значения,
суды автономной области и
автономных округов, районные суды, военные
и специализированные суды,
составляющие систему федеральных судов
общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов,
арбитражные суды субъектов РФ, составляющие
систему федеральных арбитражных судов.
К
судам субъектов Российской Федерации
относятся:
а) конституционные (уставные) суды субъектов
РФ;
б) мировые
судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации — единственный судебный орган, компетенция которого установлена в Конституции РФ; его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. Конституционный Суд воздерживается от установления фактических обстоятельств в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. Он оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и её субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции РФ, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений. 19 судей разделены на 2 палаты.
Председатель Конституционного Суда, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом, представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, информирует суд об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.
Вопросы
порядка определения
Конституционное производство в Конституционном Суде осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.
Конституционный (уставный)
суд субъекта РФ
— в Российской Федерации орган судебной
системы, который может создаваться субъектом
Российской Федерации для рассмотрения
вопросов соответствия законов субъекта
Российской Федерации, нормативных правовых
актов органов государственной власти
субъекта Российской Федерации и органов
местного самоуправления субъекта Российской
Федерации конституции субъекта Российской
Федерации, а также для толкования конституции
(устава) субъекта Российской Федерации
(ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации»). Финансирование производится
за счет средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации. Конституционный
суд конкретного субъекта рассматривает
отнесенные к его компетенции вопросы
в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации. Решение такого
суда, принятое в пределах его полномочий,
не может быть пересмотрено иным судом.
Не является подчиненным и подведомственным
Конституционному Суду РФ.
Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.