Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления (ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в «разные руки». Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Введение 3
Глава 1. Понятие судебной системы 5
§1. Судебная власть в системе разделения властей 5
§2. Признаки судебной власти. 7
§3. Принципы судебной власти. 9
Глава 2. Структура судебной системы. 14
§1. Конституционный суд Российской Федерации 15
§2. Верховный суд Российской Федерации. 17
§3. Суды общей юрисдикции 18
§3. Арбитражные суды 21
Заключение 24
Список литературы 28
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие судебной системы 5
§1. Судебная власть в системе разделения властей 5
§2. Признаки судебной власти. 7
§3. Принципы судебной власти. 9
Глава 2. Структура судебной системы. 14
§1. Конституционный суд Российской Федерации 15
§2. Верховный суд Российской Федерации. 17
§3. Суды общей юрисдикции 18
§3. Арбитражные суды 21
Заключение 24
Список литературы 28
Введение
Проблему рационального
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления (ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в «разные руки». Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Термин «судебная власть»
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».
Анализируя понятие «судебная власть» К.Ф. Гуценко пишет: «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… Властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель». В.И. Швецов считает, что, «исходя из семантики слова, «власть» следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий».
Глава 1. Понятие судебной системы.
§1. Судебная власть в системе разделения властей.
В соответствии с функциональным
назначением органов
Для выражения государственной воли носителя власти возникает законодательная функция государственной власти, а вместе с ней – и система органов, осуществляющих и обеспечивающих ее. Данная функция воплощается в издании законов – главных правовых актов народного представительства, а также в контроле за их исполнением. Однако основная деятельность по исполнению законодательных актов обеспечивается через исполнительно-распорядительный аппарат, воплощающий специфику исполнительной власти. Особая сфера осуществления власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учредить такие государственные органы, которые специализировались бы на рассмотрении и решении дел о преступлениях.
Следовательно, само разделение властей достаточно относительно и не может существовать вне единства государственной власти.
Вместе с тем, идея разделения властей зародилась достаточно давно и получила свое теоретическое обоснование еще в древние времена. Так, Аристотель, рассматривая строение государства и организацию в нем власти, считал, что государственная власть имеет различные стороны и каждая из них представлена органами, выражающими соответствующее назначение: власть, обсуждающая и решающая общегосударственные вопросы; власть правительственная; власть судебная. С тех пор в теории и практике государственного строительства на протяжении всей древней и новой истории разделение властей рассматривается как один из основополагающих элементов суверенитета государства.
Создатели теории разделения
властей придавали суду первостепенное
и самостоятельное значение в
обеспечении законности, справедливости
и свободы при условии
Анализ советского государственного строительства свидетельствует, что отступление от принципа разделения властей привело к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, принижению роли судебной власти, ее зависимому положению, влекущему за собой развитие авторитарности в управлении государством, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан.
В связи с этим одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.
Однако воплотить данную идею не так просто. Фактически понятие судебной власти отсутствовало в политическом и юридическом обиходе, так как не употреблялось в правовых актах советского государства, в то время как в Конституции, прежде всего, необходимо было четко определить место судебной власти, ее прерогативы и задачи во всей системе разделения властей.
Что касается научной литературы, то в ней данная категория практически не разрабатывалась, а если понятие судебной власти употреблялось, то в него не вкладывалось научное содержание. Некоторые авторы2 называли суд органом власти пролетариата и беднейшего крестьянства, а судебную деятельность рассматривали как одну из форм государственной деятельности. Имели место и более четкие высказывания, согласно которым «судебные органы есть органы государственной власти, они выступают от имени государства, обладают государственно-властными полномочиями, компетенцией3». Но подобные высказывания не охватывали понятия самой судебной власти. В результате, когда выявилась необходимость разрабатывать проблему правового государства, понимание судебной власти сводилось к системе судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной власти – следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.
Рассмотрим подробнее каждый принцип.
1). Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.
2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.