Общая характеристика судебной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть общее положение о судебной системе России, исследовать законодательство о судебной системе, выявить единство судебной системы, классифицировать систему судов с позиций федеративного устройства Российского государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Общее положение о судебной системе РФ……………………………………...4
Законодательство о судебной системе…………………………………………..5
Единство судебной системы…………………………………………………….11
Суды в Российской Федерации…………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы и нормативно – правовых актов………...28

Файлы: 1 файл

Общая характеристика судебной системы РФ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" определяет порядок формирования судов, их основные задачи и функции, содержание и пределы компетенции, методы реализации их полномочий.

Регулированию правового положения судов как государственных органов, составляющих материальную основу судебной власти, уделяют значительное внимание все наиболее важные нормативные акты в системе законодательства о судоустройстве. К их числу, помимо Конституции РФ, относятся федеральные конституционные законы, такие как Закон "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", и другие.

Анализ и  обобщение содержания и структуры  этих актов позволяют выделить некоторые  основополагающие группы вопросов, которые  законодатель признает ключевыми для  характеристики правового положения  судов в системе государственных  органов, места, занимаемого данной группой судов в судебной системе, их типовых признаков и особенностей. В общей схеме, типичной для построения законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность основных структурных подразделений системы судебной власти, можно выделить такие составляющие: 1) место данной категории судов в судебной системе; 2) их задачи, компетенция и основные функции; 3) образование судов; 4) формирование судейского состава; 5) структурные подразделения судов данного звена судебной системы; 6) должностные лица, осуществляющие руководство организацией деятельности суда; 7) аппарат суда и организация делопроизводства; 8) материально-техническое обеспечение.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности. Суд является единственным субъектом отправления правосудия как конституционной формы реализации судебной власти.

Судебной властью наделяются только государственные органы, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе.

Основной функцией судебных органов является осуществление правосудия, которое представляет собой главный элемент судебной власти7.

Все законодательство о судоустройстве, значительная часть  норм уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и административно-процессуального  законодательства призваны определять сущность, содержание, принципы и формы реализации этого важнейшего направления судебной деятельности, обеспечения ее наиболее целесообразного и беспрепятственного осуществления.

Нормативному  регулированию различных проявлений и характеристик этой правоохранительной и правозащитной функции уделяют должное внимание различные законодательные акты, составляющие правовую основу судебной власти.

Так, Конституция  РФ утверждает главную задачу правосудия - обеспечение прав и свобод граждан (ст. 18). Право граждан участвовать  в отправлении правосудия Конституция РФ выделяет среди основных политических прав граждан (ч. 5 ст. 32). Она запрещает использовать при осуществлении правосудия доказательства, полученные с нарушением федерального закона (ст. 50); устанавливает обязанность государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию (ст. 52), закрепляя тем самым важнейший признак судебной защиты - право гражданина на правосудие. Глава 7 "Судебная власть" Конституции РФ открывается установлением конституционного регулирования рассматриваемого политико-правового института: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ч. 1 ст. 118). В целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления судами правосудия в соответствии с федеральным законодательством Конституция РФ устанавливает исключительный порядок их финансирования только из федерального бюджета (ст. 124).

Согласно Федеральному конституционному закону "О военных  судах Российской Федерации", военные  суды осуществляют правосудие от имени  Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3). УПК РФ признает одним из основных принципов уголовного судопроизводства осуществление правосудия по уголовным делам только судом, указывая на то, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в установленном законом порядке; подсудимый имеет право на правосудие: он не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ст. 8 УПК РФ).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности путем разрешения экономических  споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ, принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 1 АПК РФ).

Закон РФ "О  статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что носители судебной власти, каковыми являются суды в лице судей и привлекаемых в установленных  законом случаях к осуществлению  правосудия представителей народа, именно в деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны (ст. 1). Их требования и распоряжения о представлении различных материалов, необходимых для осуществления правосудия, о явке различных лиц, в том числе и должностных, обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. В безусловной реализации этих полномочий находит свое выражение властный характер деятельности органов судебной власти.

К сфере осуществления правосудия, понимаемой в широком смысле, относится и деятельность по обеспечению работы судов, осуществляемая аппаратом суда, органами и учреждениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Судебный департамент, его органы и учреждения в субъектах Федерации призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление судами правосудия (ст. 4, 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" определяет подсистемы судов, составляющие в совокупности судебную систему РФ, применительно к федеративному государственному устройству России. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации.

Федеральные суды имеют особый статус: а) их учреждение, основы организации, функции и задачи деятельности определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами; б) им присущ особый порядок образования.

Конституция РФ установила следующий принцип формирования федеральных судов. Высшие федеральные  суды образуются высшими органами государственной  власти: Президентом РФ и Советом  Федерации. Только Президенту РФ принадлежит  право представлять кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Особенностью  образования высших судебных органов  Российской Федерации является то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа, представленных Президентом кандидатов Конституция РФ относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания - Совета Федерации. Судьи иных федеральных судов могут назначаться только Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ8.

Определяя общий  статус судов, их место в судебной системе РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" относит к числу федеральных судов РФ следующие судебные органы:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
  3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации.

Эти установления, учреждающие системы судов самостоятельных  ветвей судебной власти, имеют особое значение для последующего утверждения  их организационных и процессуальных взаимосвязей.

Присущий им порядок судопроизводства определяют Конституция РФ и федеральные  конституционные законы.

Особое место  в судебной системе занимает Конституционный  Суд РФ - в силу стоящих перед  ним задач и отсутствия подведомственных ему судебных структур в субъектах Федерации.

В системе судов  общей юрисдикции надзор за судебной деятельностью всех вышеперечисленных  судов осуществляет Верховный Суд  РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Приведенный порядок  их перечисления определяет иерархию вышестоящих и нижестоящих судов. Включение в этот перечень военных  и специализированных судов также  несет в себе определенный смысл.

Военные суды имеют  ряд особенностей в порядке организации, структуре и компетенции.

Включение их в  систему судов общей юрисдикции подчеркивает их принадлежность к общим  судам в части применения общих  для всех этих судов норм материального  и процессуального права, поднадзорности Верховному Суду РФ.

Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" впервые в законодательстве о судоустройстве выделил в системе судов судебные органы субъектов Федерации.

Включаемые  в эту систему конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не поднадзорны Конституционному Суду РФ и не находятся с ним в какой-либо организационной или процессуальной связи. В некоторых республиках правовой статус этих судов определяется конституцией республики, отдельными актами.

Мировые судьи  также отнесены к числу судов субъектов Федерации.

Особенность их правового положения состоит  в том, что они одновременно признаются судами общей юрисдикции, т.е. должны руководствоваться при осуществлении  правосудия федеральными материальными  и процессуальными законами.

Организация работы мировых судей, обеспечение их деятельности возлагается на органы власти субъектов  Федерации, хотя финансирование осуществляется из федерального бюджета.

Структура судебной системы РФ определяется сложностью ее организации, преемственностью принципов построения, взаимосвязью с государственным и административно-территориальным устройством. По своему месту в судебной системе и по объему юрисдикции различаются суды следующих уровней: суды основного звена, среднего звена и высшего звена.

К судам основного звена относятся наиболее многочисленные судебные учреждения, приближенные к населению и рассматривающие в качестве суда первой инстанции большинство подсудных и подведомственных судам данной юрисдикции дел. Следуя предложенной внутрисистемной классификации по признакам объема полномочий и характеру процессуальных взаимосвязей судов различных уровней, можно отметить, что суды среднего и высшего звена судебной системы располагают правомочиями проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев судебной системы, и поэтому называются вышестоящими. Суды, чьи решения могут быть предметом проверки со стороны вышестоящих судов, называются нижестоящими.

К вышестоящим  судам относятся не только судебные органы в целом, но и структурные  подразделения судов, управомоченные на пересмотр решений нижестоящих судов в кассационном, апелляционном и надзорном порядке. Этими структурными подразделениями являются судебные коллегии вышестоящих судов, президиумы судов.

Многофункциональность вышестоящих судов требует организационного обеспечения для реализации возложенных на них функций; этим целям служат соответствующие подразделения вышестоящих судов.

 

Заключение.

 

Характерной особенностью судебной системы России является:

1. Все суды РФ образуют  единую систему, что обеспечивается:

1) установлением судебной  системы РФ Конституцией РФ  и Федеральным конституционным  законом "О судебной системе  РФ"; 
2) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 
3) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; 
4) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; 
5) законодательным закреплением единства статуса судей; 
6) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

2. Создание и упразднение конкретных судов производится в строгом соответствии с требованиями закона путем принятия федерального закона или закона субъекта РФ:

1) высшие судебные  органы РФ (Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ) могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ;

2) иные федеральные  суды могут создаваться и упраздняться  путем принятия соответствующих  федеральных законов;

Информация о работе Общая характеристика судебной системы РФ