Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:31, дипломная работа
Проведение маркетинговых исследований необходимо, так как это является функцией, которая связывает фирму и рынок ее продукции или услуг посредством информации.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследований в маркетинге
Место и роль маркетинга в деятельности организации …….. 5
Функции и задачи проведения маркетинговых исследований… 11
Методы исследований: сущность, особенности, назначение……
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности Белгородского облпотребсоюза
. Организационная характеристика Белгородского облпотребсоюза… 18
. Экономическая оценка маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
. Анализ факторов, воздействующих на проведение маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза…………………………….. 28
Глава 3. Разработка программы проведения маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
3.1. План мероприятий по проведению маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
3.2. Методы совершенствования исследований рынка Белгородского облпотребсоюза……………………………………………… 34
3.3. Мониторинг маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
Заключение……………………………………………………………… 46
Список использованных источников………………………………….. 48
Приложения……………………………………………………………… 49
Анкетирование проводилось во всех потребительских обществах Белгородского облпотребсоюза (17 ед.). Выборочная совокупность респондентов составила 352 человека, в том числе 245 работников торговли и 107 работников аппаратов управления. Результаты анкетного опроса по второму и третьему блокам анкеты - функционирование каналов распределения товаров и результативность системы распределения товаров - представлены в приложении 4.
Обработка результатов опроса показала, что системе распределения товаров в потребительской кооперации Белгородской области характерны следующие проблемы: отсутствие общей для всех потребобществ маркетинговой системы распределения товаров; широкое разнообразие маркетинговых каналов распределения товаров, затрудняющее их структуризацию по типовым вариантам построения; отсутствие практики оценки результативности функционирования системы распределения товаров на уровне организации.
Оценивать результативность функционирования системы распределения товаров в организации потребительской кооперации предлагается посредством одноименной методики, областями использования которой определены маркетинговая, коммерческая и аналитическая деятельность организации потребительской кооперации.
Результативность функционирования системы распределения товаров в организации потребительской кооперации рассматривается как комплексная характеристика, выражающая результаты процессов товарного обеспечения потребностей потребительского рынка, степень удовлетворения этих потребностей организацией при реализации товаров конечному потребителю, с учетом характерных для организации потребительской кооперации особенностей функционирования кооперативного хозяйства и формирования каналов распределения товаров. Соответственно этому оценка результативности исследуемого процесса производится в следующих направлениях:
-
результативность
- результативность товарного обеспечения функционирования системы распределения товаров - характеризует наличие и распределение общей товарной массы: как товаров собственного кооперативного производства (включая производство продовольственных товаров в общественном питании), так и поступивших на реализацию извне, от посреднических звеньев каналов распределения товаров;
-
коммерческая и финансовая
В соответствии с названными направлениями оценки результативности функционирования системы распределения товаров в организации потребительской кооперации сформирована и обоснована система показателей, сконструированы алгоритмы их расчета.
Апробация
методики проводилась в Вейделевском
райпо Белгородского
Таблица 7
Результаты апробации методики оценки результативности
функционирования системы распределения товаров в Вейделевском райпо
Белгородского облпотребсоюза за 2009 и 2011 гг.
Наименование показателей, единицы измерения | 2008 год | 2011 год | 2011год к 2008 (+;-) |
1.
Показатели результативности | |||
Удельный вес продукции собственного производства, направленной в розничную торговую сеть и в предприятия общепита, а также проданной населению промышленными предприятиями своей организации, в общем объеме производства товаров, % | 84,94 | 82,74 | -2,20 |
Удельный вес реализованной продукции собственного производства в средних товарных запасах, % | 70,71 | 60,51 | -10,20 |
Удельный вес реализованной предприятиями общепита продукции собственного производства в обороте общественного питания, % | 48,40 | 56,53 | 8,13 |
Удельный
вес реализованных |
51,60 | 43,47 | -8,13 |
Удельный вес продукции собственного производства предприятий общепита, направленной для реализации в розничную торговую сеть, в стоимости реализованной предприятиями общепита продукции собственного производства, % | 7,95 | 5,16 | -2,79 |
2. Показатели результативности товарного обеспечения функционирования системы распределения товаров | |||
Удельный
вес готовой продукции и |
78,42 | 76,07 | -2,35 |
Степень обеспеченности оборота розничной торговли средними товарными запасами, % | 11,39 | 8,61 | -2,78 |
в
том числе:
продовольственными |
8,91 | 6,31 | -2,60 |
непродовольственными | 20,10 | 16,23 | -3,87 |
продолжение таблицы 7
Коэффициент соотношения кредиторской задолженности поставщикам к дебиторской задолженности покупателей, раз | 33,14 | 5,08 | -28,06 |
3.
Показатели коммерческой | |||
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. | 5275,7 | 9369,9 | 4094,2 (177,6%) |
Однодневный оборот розничной торговли, тыс. руб. | 386,4 | 596,0 | 209,6 (154,2%) |
Товарооборачивамость всего, в днях | 37 | 31 | -6 |
в том
числе:
продовольственных товаров |
27 | 23 | -4 |
непродовольственных товаров | 69 | 58 | -11 |
4.
Показатели финансовой | |||
Валовая прибыль, тыс. руб. | 30935,0 | 49642,0 | 18707,0 (160,5%) |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 4902,0 | 7231,0 | 2329,0 (147,5%) |
Рентабельность продаж, тыс. руб. | 3,52 | 3,37 | -0,15 |
Уровень коммерческих расходов к валовой прибыли, % | 84,15 | 85,43 | 1,28 |
Уровень коммерческих расходов к обороту розничной торговли, % | 18,71 | 19,77 | 1,06 |
Таким образом, Белгородский областной союз потребительских обществ, являющийся некоммерческой организацией, ставит во главу угла удовлетворение потребностей пайщиков и населения. Рассмотрев организационную структуру, и проанализировав экономическую деятельность предприятия, в целом можно сказать, что оно является неустойчивым и нуждается в совершенствовании его функционирования.
В
организациях Белгородского облпотребсоюза
проводились маркетинговые исследования
функционирования каналов распределения
товаров, оценка которых показала, что
коммерческая результативность по всем
параметрам в динамике характеризуется
позитивно.
Маркетинговое исследование основных тенденций развития организаций потребительской кооперации Белгородской области в работе проводилось на основе комплексного использования методов SWOT- и ЕТОМ-анализа, построения эниаграммы, экспертной оценки степени устойчивости проблем. Решение маркетинговых проблем и реализация маркетинговых возможностей организаций предопределяется наличием ее маркетингового потенциала, под которым понимается совокупность внутренних системно сбалансированных трудовых, информационных, финансовых и материальных ресурсов организации, которые при наличии благоприятных условий, способны обеспечить ей эффективное функционирование в маркетинговой среде и предоставить определенные конкурентные преимущества.
Исследование показало, что, несмотря на достаточно благоприятные условия и наличие необходимого потенциала, организации потребительской кооперации не используют его в полной мере для расширения занимаемых рыночных позиций. Это доказывается результатами ЕТОМ-анализа, в частности, превалированием отрицательных оценок маркетинговых факторов и событий над положительными (прил. 5).
Степень устойчивости маркетинговых проблем организаций потребительской кооперации исследовалась с использованием модифицированной методики определения проблемного состояния. Методика основана на методе экспертной оценки, а ее отличительной особенностью является самостоятельное выделение экспертами маркетинговых проблем (соответственно не более 5 внутренних и 5 внешних) и ранжирование их с позиций приоритетности решения. Экспертами выступали три категории работников организаций потребительской кооперации: председатели правлений и советов потребительских обществ, руководители экономической, торговой (маркетинговой), кадровой служб, бухгалтерии; заведующие и работники магазинов и предприятий общественного питания. Количественная балльная оценка важности проблем проводилась по формуле:
,
где: – балльная оценка;
– значение i-ой проблемы, выдвинутой экспертом j-го уровня;
– значение коэффициента компетентности экспертов первого (1), второго (0,75) и третьего (0,5) уровней.
Для оценки проблем, с учетом их дифференциации на внешние и внутренние, рассчитан коэффициент соотношения проблем (К) и выявлена степень их устойчивости, определяемая на основе F-критерия Фишера (F).
,
где: – значения, относимые к внешним проблемам;
– значения, относимые к внутренним проблемам.
где: – число уровней компетенций экспертов;
– число организаций
Расчеты (табл. 8) показали, что основные маркетинговые проблемы деятельности организаций потребительской кооперации обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
Таблица 8
Соотношение внешних и внутренних проблем по результатам опроса
экспертов
организаций Белгородского
Наименование организации | Проблемы | 1 уровень
2 уровень |
2 уровень
3 уровень Всего |
3 уровень | Всего | ||||
Баллы | К |
Баллы | К |
Баллы | К |
Баллы | К | ||
Алексеевское райпо | Внешние | 63 | 1,340 | 75,75 | 0,953 | 42 | 1,355 | 180,75 | 1,148 |
Внутренние | 47 | 79,5 | 31 | 157,5 | |||||
Вейделевское райпо | Внешние | 55 | 1,000 | 75 | 0,935 | 31 | 0,861 | 161 | 0,940 |
Внутренние | 55 | 80,25 | 36 | 171,25 | |||||
Волоконовское райпо | Внешние | 66 | 1,500 | 89,25 | 1,253 | 30 | 0,732 | 185,25 | 1,186 |
Внутренние | 44 | 71,25 | 41 | 156,25 | |||||
Ивнянское по | Внешние | 56 | 1,037 | 86,25 | 1,211 | 28,5 | 0,750 | 170,75 | 1,046 |
Внутренние | 54 | 71,25 | 38 | 163,25 | |||||
Прохоровское райпо | Внешние | 64 | 1,391 | 85,5 | 1,239 | 36,5 | 1,141 | 186 | 1,265 |
Внутренние | 46 | 69 | 32 | 147 | |||||
Ракитянское райпо | Внешние | 53 | 0,930 | 80,25 | 1,059 | 38 | 1,206 | 171,25 | 1,043 |
Внутренние | 57 | 75,75 | 31,5 | 164,25 | |||||
Томаровское сельпо | Внешние | 65 | 1,444 | 75,75 | 0,935 | 32,5 | 0,890 | 173,25 | 1,066 |
Внутренние | 45 | 81 | 36,5 | 162,5 | |||||
Чернянское райпо | Внешние | 63 | 1,340 | 81 | 1,091 | 44 | 1,600 | 188 | 1,264 |
Внутренние | 47 | 74,25 | 27,5 | 148,75 | |||||
Шебекинское райпо | Внешние | 55 | 1,019 | 81,75 | 1,147 | 32 | 0,889 | 168,75 | 1,047 |
Внутренние | 54 | 71,25 | 36 | 161,25 | |||||
Яковлевское по | Внешние | 53 | 0,964 | 80,25 | 1,049 | 36,5 | 1,237 | 169,75 | 1,054 |
Внутренние | 55 | 76,5 | 29,5 | 161 |
Информация о работе Использование маркетинговых исследований в деятельности организации