Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:31, дипломная работа
Проведение маркетинговых исследований необходимо, так как это является функцией, которая связывает фирму и рынок ее продукции или услуг посредством информации.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследований в маркетинге
Место и роль маркетинга в деятельности организации …….. 5
Функции и задачи проведения маркетинговых исследований… 11
Методы исследований: сущность, особенности, назначение……
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности Белгородского облпотребсоюза
. Организационная характеристика Белгородского облпотребсоюза… 18
. Экономическая оценка маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
. Анализ факторов, воздействующих на проведение маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза…………………………….. 28
Глава 3. Разработка программы проведения маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
3.1. План мероприятий по проведению маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
3.2. Методы совершенствования исследований рынка Белгородского облпотребсоюза……………………………………………… 34
3.3. Мониторинг маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
Заключение……………………………………………………………… 46
Список использованных источников………………………………….. 48
Приложения……………………………………………………………… 49
В ходе маркетинговых исследований организация получает информацию для ее использования, по крайней мере, в одной из четырех областей: разработка возможных маркетинговых мероприятий, включая определение проблем маркетинга; оценка данных мероприятий; оценка эффективности их реализации; совершенствование общего представления о маркетинге как явлении и процессе [4, с. ].
Таким
образом, маркетинговые исследования
являются функцией, которая связывает
организацию с потребителями через информацию.
Информация используется для выявления
и определения возможностей и проблем
маркетинга: разработки, уточнения, оценки
и контроля исполнения маркетинговых
мероприятий, совершенствования понимания
маркетинга как процесса.
1.3.
Методы исследований: сущность, особенности,
назначение
Методологическую основу маркетинговых исследований составляют инструменты сбора, обработки и анализа информации. Важнейшими из них являются методы и модели. Под методами понимаются более или менее формализованные способы и приемы проведения маркетинговых исследований. Модель в маркетинговых исследованиях - это имитация определенных рыночных процессов и явлений, отражающая их внутренние связи, пропорции и тенденции, а также силы и факторы, определяющие закономерности развития. На практике часто используется термин «методы и модели», позволяющий избежать терминологических проблем [9, с. ].
Методология маркетинговых исследований включает:
- общенаучные методы;
- методы и модели общетеоретических наук, используемые напрямую, практически без адаптации для решения задач маркетинга;
- методы, привлеченные из различных областей знаний, адаптированные для решения маркетинговых задач;
- специальные, присущие только маркетингу методы и модели.
Маркетинговые исследования должны базироваться на общенаучной методологии (системный анализ, комплексный подход и т. д.), являющейся основой любой познавательной деятельности. Например, системный анализ позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Комплексный же подход обеспечивает ее всестороннее исследование.
При проведении маркетинговых исследований широко применяются также методы и модели общетеоретических наук: экономической теории, общей теории статистики, математической статистики, исследования операций (линейное и динамическое программирование, теория массового обслуживания, теория рисков, теория графов), информационных технологий, теории менеджмента, теории систем. Особенно широко используются методы статистики: анализ вариационных рядов; анализ динамических рядов; классификация и группировка; индексный метод; дисперсионный анализ; компонентный анализ; факторный анализ; дискриминантный анализ; метод экспертных оценок; корреляционно-регрессионный анализ; методы графического анализа; трендовые модели; многофакторные статистические модели; прогнозирование; анализ структуры; анализ эластичности; балансовый метод и др. В результате применения того или иного статистического метода для решения конкретной задачи создается модель: например, регрессионный анализ позволяет создать регрессионную модель, а метод группировки - карту позиционирования туристского продукта. Модель может базироваться одновременно на нескольких методах исследования [5, с. ].
В
маркетинговых исследованиях
К собственно маркетинговым методам и моделям относятся: модель пяти сил конкуренции М. Портера, модель жизненного цикла продукта, сегментация, позиционирование, SWOT-анализ и другие конкретные инструменты исследований.
Таким образом, методология маркетинговых исследований основана на междисциплинарном подходе. Он проявляется в первую очередь в многообразии применяемых методов сбора, обработки и анализа информации, используемых при проведении кабинетных и полевых исследований.
Кабинетные исследования опираются на использование вторичной информации и предполагают применение методов работы с документами, среди которых выделяют традиционный (классический) анализ документов, информативно-целевой анализ и контент-анализ.
Традиционный (классический) анализ документов представляет собой неформализованный метод изучения сути материала. При этом выделяют основные мысли и идеи, а также прослеживается логика взаимосвязей между ними. Достоинством этого метода является возможность изучить логическую последовательность документа, выявить содержащиеся в нем противоречия, проанализировать уровень достоверности приводимых фактов. К недостаткам следует отнести определенный субъективизм интерпретации исследователем содержания документа и трудоемкость метода в силу слабой формализации процесса анализа.
Информационно-целевой анализ представляет собой метод изучения текстовых документов с целью выявления их информативности, под которой понимают способность текста, во-первых, донести до получателя информации основной замысел автора и, во-вторых, быть источником определенных сведений. Достоинством метода является возможность оценить способность автора реализовать коммуникативные намерения (авторский замысел) и представить текст в виде целостной содержательно5смысловой структуры. Недостатком метода можно считать трудоемкость анализа, хотя процесс его осуществления формализован, а область применения ограничена только текстовыми материалами.
Контент-анализ (англ. content analysis - анализ содержания) представляет собой формализованный метод качественно-количественного изучения документов, основанный на выделении в их содержании определенных смысловых единиц (понятий, тем, туристских продуктов, названий предприятий, товарных марок и т. д.). Основным достоинством метода является возможность статистической обработки результатов анализа, так как в процессе его проведения определяются такие количественные характеристики, как общий объем и частота встречаемости исследуемых смысловых единиц в каждом источнике. Кроме того, необходимо отметить высокую объективность анализа, поскольку влияние на его результаты личного мнения исследователя минимально в силу формализации процедуры исследования. Значительная степень формализации позволяет также использовать специальные компьютерные программы для проведения контент-анализа. Данный метод имеет и ряд недостатков. Во-первых, достаточно сложно четко и однозначно определить подходы к формализации содержания анализируемых документов. Во-вторых, в процессе контент-анализа не представляется возможным исчерпывающее раскрытие содержания источников информации. В-третьих, проведение подобного анализа ограничивается обязательным наличием большого массива информации, а исследуемые смысловые единицы должны встречаться с частотой, достаточной для обеспечения статистической репрезентативности результатов анализа.
Полевые исследования направлены на получение первичной маркетинговой информации с помощью методов опроса, наблюдения и эксперимента.
Наиболее
распространенным методом сбора
первичной маркетинговой
Опрос - это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта.
В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы.
В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов - экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке. Особую группу повторных опросов представляют панели.
По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными.
Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус-групп. Данная методика относится к группе качественных методов и является неза менимой при изучении глубинных мотивов людей, связанных с потреблением ими тех или иных товаров или услуг. В последние годы появился ряд работ по методике проведения “фокус-групп”.
Суть методики заключается в следующем. Для работы приглашается группа около восьми человек в какое-либо нейтральное место (кафе, гостиница, офис) для обсуждения специально вы бранной темы. При этом участники групповой дискуссии предварительно знакомятся с “пред метом” обсуждения (отсюда и название - “фокусированное” интервью).
Обсуждение темы направляет ведущий-модератор, специально подготовленный интервьюер, который ненавязчиво ведет беседу, создавая раскрепощенную обстановку, атмосферу. Подобная дискуссия может продолжаться около двух часов.
В качестве полевого документа (опросного листа) при проведении “фокус-группы” используют слабо структурированный тематический “справочник” (программа интервью) в помощь исследователю. Предполагается, что он не содержит исчерпывающей информации по проблеме и его использование направлено на то, чтобы избегать принуждения участников дискуссии, когда они в ходе дискуссии самостоятельно поднимают вопросы, заранее не включенные в программу.
“Фокус-группа”, как и другие качественные методики, относится к классу “гибких” методов, в рамках которых программа может меняться по ходу проведения проекта, к примеру, если выясняется, что нечто существенное было упущено. Поэтому результаты каждой новой дискуссии (даже проведенной по аналогичной программе) будут уникальными. [9]
Принципы, лежащие в основе такой беседы, аналогичны принципам, по которым строится глубинное интервью. Однако имеются и некоторые отличия.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании респондент письменно отвечает на вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Анкетирование чаще всего рассматривается как форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы. Особенностью анкетирования является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.
По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое количество людей (например, трудовой коллектив предприятия, студенческую группу).
Анкетирование бывает также очным и заочным. Очное анкетирование, при котором исследователь присутствует в момент его проведения и может, если необходимо, давать пояснения респонденту, является одним из наиболее часто используемых методов сбора первичной маркетинговой информации. Анкеты для проведения очного анкетирования должны быть предельно краткими и удобными для заполнения.
В общем виде заочное анкетирование заключается в рассылке анкет и получении ответов на них с использованием традиционной, электронной почты, факсимильной связи, Интернета.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы в бланке интервью. В контексте маркетингового исследования основной характеристикой интервью является то, что оно включает личный обмен информацией между интервьюером и лицом (лицами), являющимся респондентом. По форме проведения интервью может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).
Интервьюирование как форма опроса в целом характеризуется трудоемкостью процедуры сбора первичной маркетинговой информации, сложностью обработки результатов, значительными затратами времени и средств на подбор и подготовку интервьюеров. [7]
Наблюдение обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. [4] По сравнению с опросом наблюдение имеет как преимущества, так и недостатки.
Информация о работе Использование маркетинговых исследований в деятельности организации