Использование маркетинговых исследований в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Проведение маркетинговых исследований необходимо, так как это является функцией, которая связывает фирму и рынок ее продукции или услуг посредством информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы исследований в маркетинге
Место и роль маркетинга в деятельности организации …….. 5
Функции и задачи проведения маркетинговых исследований… 11
Методы исследований: сущность, особенности, назначение……

Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности Белгородского облпотребсоюза
. Организационная характеристика Белгородского облпотребсоюза… 18
. Экономическая оценка маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза
. Анализ факторов, воздействующих на проведение маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза…………………………….. 28

Глава 3. Разработка программы проведения маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза

3.1. План мероприятий по проведению маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза

3.2. Методы совершенствования исследований рынка Белгородского облпотребсоюза……………………………………………… 34

3.3. Мониторинг маркетинговых исследований Белгородского облпотребсоюза

Заключение……………………………………………………………… 46

Список использованных источников………………………………….. 48

Приложения……………………………………………………………… 49

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

      Функционально маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.

      Обращает  на себя внимание, что маркетинговый  цикл начинается с маркетингового исследования и им же завершается [3, с. ]

      Эффективность работы предприятия определяется способом производства и его результативностью. Существуют разные направления повышения результативности производства:

      а) внедрение новых технологий позволит предприятию снизить издержки, что увеличит размер прибыли;

      б) модернизация оборудования и ресурсосбережение;

      в) привлечение инвестиций и их рациональное использование;

      г) повышение качества продукции;

      д) эффективность проводимых исследований, разработок и политики фирмы (маркетинг).

      На  практике маркетологами было выявлено шесть правил поведения с клиентом:

      1) знать покупателя лучше, чем  он сам себя;

      2) уделять большое внимание дизайну магазина;

      3) постоянно думать о покупателях;

      4) совершенствовать обслуживания за счет стимулирования оплаты труда;

      5) постоянно обучать персонала  компании;

      6) забота о сотрудниках.

      Применение  данных правил в работе с клиентами  позволяет компаниям увеличивать свои продажи, а, следовательно, и прибыль [8, с. ]

      Таким образом, с помощью маркетинговых исследований, во-первых, анализируются разные стороны рынка, с которыми предприятие взаимодействует, а во-вторых, разрабатывается и воплощается тактика поведения фирмы на рынке. В современном мире компания может добиться успеха лишь в случае, когда она «слышит своего покупателя». А удовлетворив максимальное количество потребностей - сможет тем самым повысить свою эффективность. Исследованием поведения потребителя как раз и занимается маркетинг.

      1.2. Функции и задачи проведения  маркетинговых исследований 

      Маркетинговое исследование - это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде.

      Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований [1, с. ]

      Управление  маркетинговой деятельностью (marketing-management) требует знания сущности процессов, связанных с доведением продукта до потребителя, особенностей состояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора добротной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов.

      Маркетинговым исследованием (англ. marketing research) называют сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу. Маркетинговое исследование или информационно-аналитическое обеспечение маркетинга есть неотъемлемая часть маркетинговой деятельности. Нельзя отрывать информацию и ее анализ от собственно маркетинга. Маркетинговое исследование - действенный инструмент маркетинга, глаза и уши маркетинга.

      Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призван удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.

      Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

      Маркетинговое исследование состоит из сбора и  обработки, а также поиска и хранения информации о рыночных процессах и явлениях. Оно включает систематический анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогноз дальнейшего развития. В процессе маркетингового исследования создается информационно-аналитическая база для принятия маркетинговых решений в условиях конкуренции. Маркетинг связывает деятельность фирмы, элементы ее внешней и внутренней среды системой коммуникационных каналов.

      Маркетинговое исследование представляет собой коммуникационный канал, который связывает фирму и ее деятельность с внешней средой.

      Маркетинг ориентирован на интересы рынка, он исходит  из приоритета потребительских желаний и предпочтений. Для выполнения управленческих функций нужно знание. Нужно иметь представление о покупательском спросе и его мотивации, о потенциале товарного рынка. Каждая фирма нуждается в данных о размере, структуре, динамике товарных ресурсов, об объеме продаж и т.д. Рынок нуждается в оценке сложившейся ситуации, расстановки сил на рынке, желаний и возможностей потребителей, намерений и действий конкурентов и т.д. Без выявления тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо регулирование рыночных процессов или адаптация к действию рыночного механизма. Умелые маркетинговые исследования, знание рынка и закономерностей его развития существенно снижают уровень коммерческого риска.

      Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке и маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от специализации фирмы. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования следующего типа: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала [3, с. ]

      Непрозрачность участников рынка, сложные процессы, происходящие на рынках, запутанность законодательства, неопределенность потребительского поведения и многие другие причины создают серьезные сложности в маркетинговой работе предприятий.

      В ходе выполнения маркетинговых исследований можно получить информацию о том,

  • что собой представляет рынок - его объем, сегменты, структура, тенденции развития, барьеры и ограничения;
  • каков потребитель - потребности, отношение к товарам и услугам, места покупок, характер использования товаров, удовлетворенность покупками;
  • как выводить новый товар на рынок - восприятие товаров, удовлетворение потребностей, название и упаковка товаров, каналы продаж;
  • как наиболее эффективно продвигать товары и услуги - комплекс мероприятий по продажам и их стимулированию, планирование рекламных кампаний, выбор оптимальных носителей рекламы;
  • кто конкуренты и как они действуют и т.д.

      По  определению ESOMAR, европейской организации, формирующей нормы и правила проведения исследований, «Маркетинговые исследования - это сбор, запись, анализ и представление результатов, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям и т.д. отдельных личностей и организаций (коммерческих предприятий, государственных и других), в контексте их экономической, политической, общественной и каждодневной деятельности».

      Объектами маркетинговых исследований могут  быть :

  • свое предприятие;
  • другие предприятия, работающие на интересующих рынках;
  • конкуренты;
  • рынки и отрасли;
  • потребители;
  • товары и услуги [14, с. ]

      Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе  принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.

      Глобальные  цели маркетингового исследования - это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.

      На  макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.

      На  микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.

      Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.

      Задачи  маркетинговых исследований могут  быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:

  • изучение характеристик рынка;
  • замеры потенциальных возможностей рынка;
  • анализ распределения долей рынка между фирмами;
  • анализ сбыта;
  • изучение тенденций деловой активности;
  • изучение товаров конкурентов;
  • краткосрочное прогнозирование;
  • изучение реакции на новый товар и его потенциала;
  • долгосрочное прогнозирование;
  • изучение политики цен [10, с. ]

      Маркетинговое исследование как единый процесс  с единой целью и общим материальным обеспечением на определенной стадии распадается на два последовательных самостоятельных процесса: сбор информации и ее анализ (рис. 3).

      

      Рис. 3. Задачи маркетингового исследования

      Маркетинговое исследование ставит перед собой  определенный набор задач, которые должны быть решены. Перечень задач маркетингового исследования, учитывая постоянно меняющуюся ситуацию, влияние разного набора факторов, различный потенциал фирм, человеческий фактор и т.д. приводит к большому разнообразию конкретных исследовательских задач, выдвигаемых перед маркетинговой службой фирмы. Можно выделить основные направления исследований, перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:

  • сбор, обработка, сводка и хранение информации;
  • анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
  • оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;
  • оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;
  • оценка возможностей и поведения конкурента;
  • анализ воздействия макросреды маркетинга;
  • анализ рынка сбыта, оценка доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;
  • сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар;
  • изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
  • информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);
  • информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;
  • информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
  • информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
  • информационно-аналитическое обеспечение контроллинга;
  • информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
  • учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам ЖЦТ;
  • характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.

      Реализация  поставленных задач позволяет решить широкий спектр действий по выявлению и объяснению причин сложившийся ситуации, а также предложить ряд конкретных мероприятий, направленных на обеспечение маркетингового конкретного преимущества фирмы [13, с.].

Информация о работе Использование маркетинговых исследований в деятельности организации