Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 00:38, реферат
Маркетинговое исследование направлено на изучение состояния маркетинговой среды с целью принятия решения о дальнейшей деятельности организации. В ДОУ маркетинговые исследования могут проводиться по следующим направлениям
1. Организация маркетинговых исследований в ДОУ……………………………3
2. Организация работы на выделенных этапах
1. Выявление проблем и формулирование целее исследования…………………3
2. Разработка плана маркетингового исследования………………………………4
3. Реализация плана исследования………………………………………………13
4. Представление полученных результатов………………………………………13
3. Заключение……………………………………………………………………………15
4. Список литературы……………………………………………………………………16
Содержание
3. Заключение……………………………………………………
4. Список
литературы……………………………………………………
Маркетинговое исследование направлено на изучение состояния маркетинговой среды с целью принятия решения о дальнейшей деятельности организации. В ДОУ маркетинговые исследования могут проводиться по следующим направлениям:
исследование рынка — изучение влияния различных факторов на спрос услуг ДОУ, прогнозирование будущего спроса;
изучение потребителей — мнения потребителей о деятельности ДОУ, качестве и ценах на образовательные услуги, определение степени удовлетворенности потребителей в результате получения образовательных услуг, отношение потребителей к новых видам услуг (которые они хотели бы получить или которые предлагает ДОУ);
изучение конкурентов — выявление конкурентов, изучение образовательных услуг конкурирующих ДОУ, их деятельности по продвижению услут, привлечению клиентов, определение доли ДОУ на рынке образовательных услуг по сравнению с конкурентами;
исследование услуги — сбор информации о новых образовательных услугах, курсах повышения квалификации кадров, материально-техническом и методическом обеспечении образовательных услуг;
исследование цен — выявление взаимосвязи между ценой образовательных услуг и спросом, прогнозирование ценовой политики;
исследование организации продвижения услуги — определение эффективности рекламной деятельности в целом, анализ возможностей использования различных средств и методов продвижения услуг ДОУ.
Проведение маркетингового исследования предполагает реализацию следующих этапов:
На данном этапе следует
а) выявление проблемы должно начинаться с анализа положения ДОУ, определения его стратегических и тактических целей;
б) определение причин проблемы и выработка альтернативных действий по ее разрешению;
в) формулирование цели исследования, направленного на поиск более эффективного из возможных путей разрешения проблемы. Четко сформулированная проблема — это уже полпути к ее решению, а если проблему не удается определить, следует вообще отказаться от исследования.
Таблица
12 Классификация
целей маркетингового
исследования
целей |
Характеристика | |
Поисковые | Предусматривают сбор предварительных данных, предназначенных для более точного определения проблемы | Определить способы привлечения внимания родителей к новой услуге |
Описатель-ные | Направлены на описание конкретных аспектов маркетинговой ситуации | Разработать профиль покупателей предлагаемой услуги ДОУ — ясельная группа (параметры: возраст, образование, годовой семейных доход) |
Эксперимен-тальные | Предусматривают проверку гипотезы, выявление причинно- следственных связей | Будет ли укомплектована вторая ясельная группа, если цена данной услуги составит 500 руб. в месяц? |
После
определения проблемы следует приступать
к формулированию цели исследования. Цели
могут быть следующих типов.
В
исследовании может быть поставлена
цель лишь одного из предложенных типов,
поскольку в соответствии с типом
цели определятся источники и
методы изучения.
Определение источников информации. В процессе маркетингового исследования можно использовать информацию, полученную как из подсистемы внутренней информации, так и из подсистемы внешней информации. Информация, к которой обращается исследователь в ходе маркетингового исследования, может быть получена на основе вторичных или первичных данных.
Вторичные данные — данные, которые были собраны ранее для решения проблем, отличных от решаемых в рамках этого исследования. Обычно маркетинговое исследование начинают именно со сбора вторичных данных. Прежде всего анализируются документы внутренней отчетности, затем различные справочники, статистические отчеты, материалы средств массовой информации.
Например: для определения численности проживающих в микрорайоне потенциальных клиентов ДОУ (имеющих детей раннего и младшего возраста) можно воспользоваться данными, имеющимися в районной детской поликлинике.
Использование вторичной информации является привлекательным при проведении маркетинговых исследований, поскольку она уже собрана, структурирована. Однако, в силу фактора «быстрого устаревания» информации, чаще всего исследователи обращаются к первичным данным, Эти данные собираются впервые для решения конкретной маркетинговой проблемы. Сбор первичных данных предполагает определение методов сбора данных, объема выборки, участвующей в исследовании, и способы связи с аудиторией.
Следует рассмотреть и наиболее часто используемые методы сбора данных в процессе маркетинговых исследований в ДОУ: наблюдение, эксперимент, опрос (интервьюирование, фокус-группа, письменный опрос).
Наблюдение — метод, предполагающий сбор первичной информации об исследуемом объекте. Чаще всего наблюдение используется для решения поисковых и описательных целей маркетингового исследования.
Выделяют следующие виды наблюдения.
- включенное наблюдение, когда исследователь является членом группы, за которой оно ведется;
- невключенное наблюдение, при котором исследователь наблюдает за поведением, действиями со стороны.
Чаще всего в ДОУ используется невключенное наблюдение.
Например:
воспитатель на собрании рассказывает
родителям об изменениях в организации
образовательных услуг на будущий год
и наблюдает за их реакцией на информацию.
- структурированное наблюдение, при котором исследователь имеет план, четко определенные критерии, по которым следует вести наблюдение, возможно, определены вариативные характеристики поведения потребителей, и т.д.;
- неструктурированное наблюдение предполагает фиксацию всех проявлений наблюдаемого в обозначенный отрезок времени.
Например: заведующая
ДОУ отмечает в ходе беседы с родителями,
какие услуги ДОУ вызывают у них наибольший
интерес и являются определяющими при
их выборе.
Организация наблюдения:
Эксперимент - метод, который предполагает создание специальных условий и изучение степени их влияния на изменения в исследуемом явлении. Назначение эксперимента заключается в проверке выдвинутой гипотезы, поэтому данный метод чаще всего используется для решения экспериментальных целей в ходе маркетингового исследования. Наиболее широко эксперимент применяется в ДОУ с целью определения возможностей реализации новых услуг.
Например:
повысится ли спрос на образовательные
услуги ДОУ в случае изменения ассортиментной
политики и включения новых услуг? С целью
решения данной проблемы следует разработать
портфель услуг и предложить его группе
потребителей. При этом необходимо отследить
реакцию потребителей на ту или иную услугу,
их отношение к эму предложению, определить
их готовность приобрести данные услуги.
Для определения степени влияния экспериментальных
условий на изменения спроса необходимо
сравнить полученные качественные и количественные
показатели экспериментальной и контрольной
групп. Показателями контрольной группы
в данном примере может являться величина
спроса на услуги ДОУ в предыдущие годы.
Организация эксперимента:
Следует отметить, что применение метода эксперимента в маркетинге является достаточно дорогостоящим и поэтому редко используется в маркетинговых исследованиях ДОУ.
Опрос — метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме.
Этот
метод наиболее широко используется при
проведении поисковых и описательных
маркетинговых исследований, в том числе
и в дошкольных учреждениях.
В маркетинге используются следующие формы проведения опроса:
Индивидуальное интервьюирование предполагает получение информации с помощью устного опроса. Например, интервьюирование может быть направлено на выявление факторов, оказавших наибольшее влияние на покупателя в процессе принятия решения о покупке.
Информация о работе Организация маркетинговых исследований в ДОУ