Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:56, дипломная работа
Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров
1.1. Основные понятия конкурентоспособности продукции
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения
2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов
2.3. Интернет в маркетинговой деятельности предприятия
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
3.1. Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества
3.2. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости
3.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём совершенствования каналов товародвижения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Основные цели предприятия:
создать в течение 7-10 лет высокорентабельное,
мобильное, конкурентоспособное
достичь к 2013 году оптимальное соотношение качества и цены, обеспечить персоналу высокий заработок, создать все условия для решения социальных и других проблем.
Сегодня РТИ рассматривает СМК как средство для создания взаимоотношений на предприятии, способствующих повышению конкурентоспособности и сбыта продукции на внутренних и внешних рынках, а также увеличения доли экспортной продукции в общем объеме производства и реализации.
В соответствии с планом создания и развития СМК определены основные, обеспечивающие и управленческие процессы. Разработаны Руководство по качеству, документированные процедуры и план проведения внутреннего аудита.
В декабре 2003 г. направлена заявка на проведение сертификации СМК в Госстандарт России. Сертификация системы СМК была проведена в первом квартале 2004 г.
Кроме того, организация проводит
работы по Государственной гигиенической
регистрации выпускаемой
ОАО «Беларусьрезинотехника» работает для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков Республики Беларусь и стран СНГ резинотехническими изделиями высокого качества по доступным ценам.
Для обеспечения регулирования
производства и сбалансирования
его результатов с
Для совершенствования системы материально-технического обеспечения и снижения затрат на приобретение сырья на предприятии разработаны мероприятия:
- по сокращению числа
- в случае приобретения сырья
у посредников, в первую
- совместно с отделом цен
и бюро маркетинга
- для сокращения доли бартерных
операций по договорённости с
поставщиками осуществляется
- из-за специфики производства
нашего предприятия основная
доля сырья 80,2 % изготавливается
в Российской Федерации.
- с целью оптимизации запасов
сырья на складах организуется
доставка в производство из
расчёта среднесуточной нормы
сырья, в результате остатки
и неликвиды на складах
За 2006 год выпуск товарной продукции без НДС и налогов из выручки 72875 млн. руб., к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах 103,0 %, в действующих ценах 112,6 %,
Рентабельность товарной продукции 13,0 %.,
Выручка от реализации продукции, работ услуг 80289 млн. руб., к плану 104,3 %, к соответствующему периоду прошлого года 116,2 %,
Прибыль от основного вида деятельности 4341,0 млн. руб.
Рентабельность РП 6,8 %.
Прогнозируемый уровень
Система показателей технико-
Таблица 2. Система показателей технико-экономического уровня производства
Показатели |
2004г |
2005г |
2006г |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. Технический уровень
и качество выпускаемой |
||||
Объём производства продукции в действующих ценах (без НДС и налогов из выручки), млн. руб. |
54360 |
64740 |
72875 |
|
Объём производства промышленной продукции в сопоставимых ценах (без НДС и налогов из выручки), млн. руб. |
53091 |
55107 |
56320 |
|
Темпы роста промышленной продукции в сопоставимых ценах к предыдущему году, % |
111,3 |
100,1 |
103,0 |
|
Объем реализованной продукции без НДС и налогов из выручки, млн. руб |
51025 |
58646 |
68554 |
|
Удельный вес новой продукции, % |
1,0 |
3,1 |
0,1 |
|
Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, % |
44,3 |
30,7 |
30,3 |
|
Доля сертифицированной продукции в объёме производства, % |
52,9 |
58,5 |
51,6 |
|
II. Техническая оснащённость труда |
||||
Фондовооруженность труда, млн.р. |
46031 |
47494 |
59027 |
|
Электровооружённость труда, ТкВтч., чел. |
10,33 |
8,06 |
7,92 |
|
III. Технико-экономический уровень производства |
||||
Коэффициент сменности работы оборудования, смен |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
|
Количество и удельный вес прогрессивного оборудования, ед/% |
820/32 |
840/34 |
877/34 |
|
Удельный вес физически и морально устаревшего оборудования, % |
68,5 |
69,7 |
69,1 |
|
Количество и удельный вес оборудования по срокам службы |
2500 |
2542 |
2592 |
|
Продолжение таблицы 2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
До 10 лет |
820/32 |
840/34 |
877/34 |
|
От 10 до 20 лет |
975/39 |
859/34 |
803/31 |
|
Свыше 20 лет |
730/31 |
843/33 |
912/35 |
|
Коэффициент износа основных производственных фондов (ОПФ) |
68 |
69,0 |
69,3 |
|
Интегральный коэффициент использования оборудования |
22 |
20,9 |
22,9 |
|
Коэффициент интенсивного использования оборудования |
44 |
33,6 |
36,1 |
|
Коэффициент экстенсивного использования оборудования |
49,5 |
63,2 |
63,4 |
|
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности |
39,5 |
60,3 |
61,6 |
|
IY. Эффективность производственно- |
||||
Удельная материалоёмкость |
0,49 |
0,53 |
0,52 |
|
Фондоотдача, руб. |
0,50 |
0,61 |
0,53 |
|
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн.руб. |
102374 |
110234 |
136235 |
|
Производительность труда, тыс.руб. |
92289 |
23742 |
24402 |
|
Численность ППП, чел. |
2224 |
2321 |
2308 |
|
Среднегодовая численность рабочих, чел. |
1718 |
1790 |
1775 |
|
Темпы роста производительности труда % |
111,3 |
107,5 |
102,6 |
|
Рентабельность товарной продукции % |
10,0 |
19,9 |
13,0 |
|
Затраты на 1 рубль товарной продукции коп. |
88 |
83,41 |
88,53 |
|
Затраты на 1000 руб. реализованной продукции, тыс. руб. |
0,90 |
0,890 |
0,937 |
|
Прибыль от реализованной продукции Млн.руб. |
2430 |
5735 |
4341 |
|
Рентабельность реализованной продукции % |
5,0 |
10,8 |
6,8 |
|
Окончание таблицы 2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Объём потребительских товаров в отпускных действующих ценах без НДС и налогов из выручки), млн.руб. |
2214 |
5348 |
3927 |
|
Темпы роста потребительских товаров к предыдущему году, % |
117 |
114,5 |
103,0 |
|
Снижение потребления топлива и энергии % |
-5,5 |
-11,9 |
-0,7 |
|
Снижение уровня энергоемкости, % |
-6,0 |
-9,8 |
+1,0 |
|
Темпы роста экспорта продукции, % |
112,0 |
94,4 |
106,3 |
|
Темпы роста импорта, % |
112,0 |
102,1 |
101,5 |
|
Темпы роста валютных поступлений, % |
120 |
110,0 |
135,7 |
|
Наличие сертификата системы управления качеством |
Выдан сертификат сроком действия до 12.03.07 |
|||
Оборачиваемость оборотных средств, дни |
67,81 |
61,9 |
68,3 |
|
Примечание. Источник [41]
Прогнозируемый финансовый результат
на 2007г. - 2000 млн. руб. Задолженности
по платежам в бюджет, выплате заработной
платы и потреблению
На балансе предприятия
Заработная плата
Предприятие пользуется ссудами банка под товарно-материальные ценности, погашение ссуд и процентов производится согласно, графиков. Основная форма расчетов - предоплата, неденежная форма расчетов 10,6 %.
Предприятие на протяжении всего периода деятельности является безубыточным.
2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов
ОАО «Беларусьрезинотехника» на внутреннем рынке не имеет серьезной конкуренции. Такие предприятия, как Борисовский завод РТИ, Кричевский завод РТИ, Могилевский регенератный завод - специализируются на других видах продукции.
Основными и серьезными конкурентами на внешних рынках являются:
1. Украина. ОАО «Белоцерковский завод РТИ» (ООО «Интер-РТИ»), г. Белая Церковь, (манжеты, резиновые запчасти к сельхозмашинам и агрегатам, резиновые запчасти к трактору МТЗ-80, РТИ для железных дорог и железнодорожного транспорта).
2. Россия. ЗАО «КВАРТ» (Камско-Волжское Акционерное Общество Резинотехники), г. Казань, Татарстан, (рукава, резиновые смеси, тех-пластины, формовые и неформовые РТИ, герметики, мастики, клей, покрытия кровельные и напольные, ТНП, гуммирование валов).
3. ОАО «Уральский завод РТИ», г. Екатеринбург, (кольца, манжеты, ТНП-АВТО).
4. ОАО «Барнаул-РТИ», г. Барнаул, Алтайский край, (манжеты армированные, манжеты резиновые для гидравлических устройств, кольца)
5. ОАО «Резинотехник», г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, (манжеты, резинометаллические опорные части для мостов РОЧ, кольца для соединения чугунных водопроводных труб (манжеты), кольца уплотнительные круглого сечения, РТИ для комплектации подвижного состава МПС, ТНП)
6. ЗАО «Тульский завод резиновых технических изделий», г. Тула, (армированные манжеты, манжеты резиновые уплотнительные для гидравлических устройств, шинки, кольца круглого сечения, кольца прямоугольного сечения, РТИ для автомобильной промышленности).
7. ОАО «Красноярский завод
Также конкурентами являются:
- ОАО «Саранский завод
- ОАО «Ярославрезинотехника», г. Ярославль;
- ЗАО «Волжскрезинотехника», г. Волжский, Волгоградской обл;
- ОАО «Оренбургский завод
- ОАО «УЗЭМИК» (Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций), Башкортостан, г. Уфа;
- ЗАО «Курскрезинотехника», г. Курск. ЗАО «РТИ-Каучук», г. Москва;
- ЗАО «РАТИ» (Резино-асбестотехнические изделия», г. Москва.
В основном жёсткую конкуренцию предприятие несёт по ценовому фактору, так, как цены конкурентов несколько ниже наших.
Например рассмотрим цены изделий
ОАО БРТ шинки резиновой
Основным заказчиками этого изделия у БРТ в 2006 году являлся - ОАО «ТАиМ» г. Бобруйск - приобрел - 1 130шт. (14,4 % от общего объема продаж) (на собственные нужды). по следующим ценам:
1) по контрактным:
а) 125/37,5-50 1 сорт - 4995 бел руб. без НДС,
б) 200/50-100 М 4 1сорт - 9213 бел руб. без НДС,
в) 250/60-130 1сорт - 7490 бел руб. без НДС.
2) по прейскурантным ценам:
а) 80/25-50 1сорт - 2614 бел руб. без НДС,
б) 100/30-50 1 сорт - 2748 бел руб. без НДС.
В Германию реализовываем шинку 200/50-100 М 4 по цене - 3,43 дол. США без НДС за штуку.
Основными конкурентами-изготовителями шинки резиновой являются:
1-Белоцерковский завод РТИ -
производят шинки резиновые
Таблица 3. Цены шинки резиновой Белоцерковского завода РТИ
Обозначение шинок |
Цена за шт. дол. США без НДС |
Цена за шт.в бел. руб. без НДС |
|
80/25-50 |
0,86 |
1844 |
|
100/30-50 |
0,92 |
1973 |
|
125/37,5-50 |
1,89 |
4054 |
|
200/50-100 |
3,82 |
8194 |
|
250/60-130 |
2,87 |
6156 |
|
Примечание. Источник [37]
Из данных таблиц мы видим, что наши цены выше на 800-1300 бел. руб. 2- ЗАО «Тульский завод РТИ» г. Тула - выпускают шинки резиновые формовые по ТУ 2500-376-00152106-94. (см. табл. 4).
Скидки на шинки предоставляют только постоянным заказчикам. Заказчику, приобретающему шинки в первый раз, могут предоставить скидку 5% при заказе 3000 штук и более в зависимости от заказываемого ассортимента шинок.
Таблица. 4. Цены шинки резиновой ЗАО «Тульский завод РТИ»
Габариты |
Цена в руб. РФ без НДС за шт. |
Цены в бел. р. без НДС |
|
1 |
2 |
3 |
|
200/30-162 |
20,82 |
1499 |
|
240/40-185 |
31,43 |
2263 |
|
160/52-106 |
21,36 |
1538 |
|
100/30-65 |
10,57 |
761 |
|
210/40-156 |
20,54 |
1479 |
|
323/50-264 |
104,67 |
7536 |
|
270/40-190 |
47,46 |
3417 |
|
160/40-80 р/с 18-424 |
25,86 |
1862 |
|
Примечание. Источник [37]
Таким образом, мы видим, что у предприятий
конкурентов цены на данное изделие
гораздо ниже, чем у ОАО «
В качестве основной стратегической
цели предприятие ставит повышение
конкурентоспособности своей
Для увеличения продаж предприятие тщательно выбирает каналы распределения. Решения о выборе каналов распределения - одни из важнейших, которые принимаются руководством ОАО «Беларусьрезинотехника.
Представим схему каналов
магазины
частные предприниматели
самовывоз
одноуровневый канал
многоуровневый канал
канал нулевого уровня
Рисунок 3. Схема каналов товародвижения ОАО «БРТ»
Примечание. Источник [37]
Как видно из представленной схемы ОАО «Беларусьрезинотехника» использует различные каналы товародвижения. Из них, каналы нулевого уровня, и одноуровневые каналы распределения являются наиболее распространенными, т.к. продукция предприятия является преимущественно продукцией промышленного назначения.
При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).
Организации многоуровневого канала
распределения ОАО БРТ
Рисунок 4. Организации многоуровневого канала распределения ОАО БРТ
Примечание. Источник [37]
Использование многоуровневых каналов распределения приносит ОАО «Беларусьрезинотехника» определенные выгоды:
- экономию финансовых средств на распространение продукции;
- возможность вложения
- продажу продукции более
- высокую эффективность
- сокращение объема работ по распределению продукции.
Конкурентоспособность товара - комплекс
потребительских стоимостных
Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным показателем, и может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром. Для то-го чтобы выяснить конкурентоспособность товаров ОАО БРТ, сравним их с другими товарами - конкурентами по степени их соответствия конкретным потребностям [21].