Формирование пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг, предоставляемых ОАО «Красноярскнефтепродукт» филиал Восточный

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Оглавление

Введение

1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров

1.1. Основные понятия конкурентоспособности продукции

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения

2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО БРТ

2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия

2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов

2.3. Интернет в маркетинговой деятельности предприятия

3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО БРТ

3.1. Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества

3.2. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости

3.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём совершенствования каналов товародвижения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 148.05 Кб (Скачать)

Введение

1. Методологические основы  изучения конкурентоспособности  товаров

1.1. Основные понятия конкурентоспособности  продукции

1.2. Факторы, определяющие  конкурентоспособность товаров  и услуг

1.3. Показатели и методы  оценки конкурентоспособности продукции

1.4. Конкурентоспособность  белорусских товаров и пути  её повышения

2. Оценка конкурентоспособности  продукции ОАО БРТ

2.1. Общая характеристика  и анализ технико-экономических  показателей предприятия

2.2. Анализ конкурентоспособности  продукции и оценка основных  конкурентов

2.3. Интернет в маркетинговой  деятельности предприятия

3. Пути повышения конкурентоспособности  продукции ОАО БРТ

3.1. Пути повышения конкурентоспособности  продукции за счёт улучшения  её качества

3.2. Пути повышения конкурентоспособности  продукции путём снижения её  себестоимости

3.3. Пути повышения конкурентоспособности  продукции путём совершенствования  каналов товародвижения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия  хозяйство-вания, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного разви-тия и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективно-стью.

Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производи-мых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни -- меры достоинства нации.

С точки зрения микроэкономического  подхода, победа в конкурентной борь-бе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не слу-чайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Дос-тигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории ры-ночной экономики? Это весьма многоаспектное понятие, означающее соответствие товара усло-виям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим каче-ственным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, ка-налы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурен-тоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его экс-плуатации.

К сожалению, до 90-х гг. действовавшая  в стране административно-командная  система не ориентировала предприятия  сферы производства товаров и  услуг на повышение конкурентоспособности  их продукции. Проблема конкурентоспособности  как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт, и внешнеторговыми организациями.

В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность  начала рассматриваться как философия  работы в условиях рынка, предполагающая:

- понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

- знание поведения и  возможностей конкурентов;

- знание состояния и  тенденций развития рынка и  окружающей среды;

- умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель  предпочел его товару конкурента.

Товар - основа предпринимательской  деятельности предпри-ятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном  политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся  совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производст-во и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в  конкурентной среде, ес-ли не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

В последние годы произошло  усложнение экономических связей, наблюдается  динамичное развитие хозяйственной  деятельности, требуются новые подходы  к разработке и производству изделий.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно  удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Таким образом, одна из важнейших  проблем - это качество и конкурентоспособность  товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых  подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.

Роль и значение повышения  качества продукции для нашей  страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.

В современных условиях товар  становится индикатором силы, экономической  безопасности и конкурентоспособности  отечественного продуцента.

Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение  конкурентоспособности.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в  дальнейшем, следует периодически проводить  анализ конкурентоспособности уже  на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной  продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия  по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непре-рывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

В итоге можно вовремя  принять то или иное оптимальное  решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д.

Всё вышеизложенное определяет актуальность темы дипломной работы.

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить  ряд задач:

- определить составляющие  конкурентоспособности товара;

- изучить методы исследования  и оценки конкурентоспособно-сти товара;

- исследовать конкурентоспособность  продукции ОАО БРТ с использованием  предложенных методов;

- исследовать конкурентов  ОАО «Беларусьрезинотехника»;

- дать оценку конкурентоспособности  продукции ОАО БРТ на основе  проведенных исследований;

- предложить пути повышения  конкурентоспособности про-дукции ОАО «Беларусьрезинотехника».

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРОВ

1.1. Основные понятия конкурентоспособности  продукции

Конкуренция - (от лат. сoncurrence - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и  типологий к конкуренции. В зависимости  от классификационного признака различают  следующие виды конкуренции:

1- По состоянию рынка  выделяют:

- совершенная (свободная),

- несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее:

1. Объём производства  отдельной фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;

2. Реализуемые каждым  производителем товары являются  однородными;

3. Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

4. Продавцы действуют  независимо друг от друга;

5. Доступ на рынок никем  и ничем не ограничен [6].

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет, в основном, теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность [7].

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX - начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»

2-По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При  этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть  монополистом или обладать некоторой  степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу [8].

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции  и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товаров; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - качество - это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция  путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

Информация о работе Формирование пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг, предоставляемых ОАО «Красноярскнефтепродукт» филиал Восточный