Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:56, дипломная работа
Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров
1.1. Основные понятия конкурентоспособности продукции
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения
2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов
2.3. Интернет в маркетинговой деятельности предприятия
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
3.1. Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества
3.2. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости
3.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём совершенствования каналов товародвижения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
во-первых, это интенсивные,
практически ориентированные
во-вторых - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
Важными условиями для
решения проблемы эффективного менеджмента
и создания механизмов естественной
ротации кадров предприятий является
наличие, с одной стороны, системы
контроля и ответственности, а с
другой - системы мотивации. Контроль
эффективности менеджмента
Способность производить
продукцию высокого качества и с
низкими затратами определяется
уровнем развития технологии на предприятии.
Ряд видов качественной продукции
просто не может быть произведен без
применения новейших технологий. Не все
предприятия в состоянии
1.3. Показатели и методы
оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность -- это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособ-ность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?
Маркетинговый анализ как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.
Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полез-ность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его техни-ческие характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоя-щую перед ним проблему.
Таким образом, одним из условий выбора то-вара потребителем является совпадение его свойств с условными харак-теристиками прогнозируемой потребности.
Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потреби-тельским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности су-щественным является не только сравнение товаров по степени соответст-вия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупате-ля покупка означает только обязательное условие, исходный пункт на-чала процесса удовлетворения потребности, который представляет со-бой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.
Для многих товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.
Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественны-ми и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупа-телем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
-качественные;
-экономические.
Качественные показатели
конкурентоспособности
Классификационные показатели характеризуют принадлежность из-делия к определенной классификационной группировке и определяют назначение,
область применения и условия использования данного това-ра.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отне-сенных к одному классу по классификационным показателям.
По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценоч-ные показатели разделяют на две группы:
-показатели, используемые
для проверки выполнения
-показатели, используемые
для сопоставления
Экономические показатели конкурентоспособности
характеризуют суммарные
Состав и структура
экономических показателей
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень кон-курентоспособности продукции.
Наиболее часто при
оценке конкурентоспособности продук-
1. Критерием для определения
конкурентоспособности товара
Цп = Цпр + Ип (1)
где Цп - цена потребления;
Цпр - цена приобретения;
Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные катего-рии: постоянные затраты, которые осуществляются единовремен-но, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользо-вания изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, ра-бочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле
Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн (2)
где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем - годовые затра-ты на текущий ремонт и обслуживание;
Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связан-ные с эксплуатацией техники;
А - годовая величина амортизации;
Ипр - прочие годовые издержки,
связанные с эксплуатацией
Тн - нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возраста-ет, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На этой основе формируется удельная цена потребления, кото-рая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивно-сти эксплуатации, называетсяэкономическим ресурсом изделия.
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной сте-пени экономический ресурс.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая тех-ника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопостави-мый вид.
Технические параметры при
этом методе определения конку-
2. При определении
При одинаковом уровне качества
товаров-конкурентов более
3. Сопоставление товаров-
1) Средний индекс
Iр= ( Рiб /Рi)/n (3)
где Рi, Рiб-значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей.
2) Индекс структурной оптимальности рассчитывается по формуле
Iо= Iу/Iуб (4)
где Iу-сруктурная оптимальность анализируемого изделия, рассчитываемая по формуле
Iу=( ymin/ymax)/n (5)
где ymin, ymax-минимальный и максимальный удельный вес показателей.
3) Комплексный стоимостной показатель рассчитывается по формуле
Iк=Iр*Iо (6)
4) Интегральный индекс
конкурентоспособности
Iинт=Iс*Iк (7)
5) Средний индекс
Iс=( Вi/Вiб)/n (8)
где Вi/Вiб -значение i-го показателя базового и анализируемого изделия
n-количество i-ых показателей [21].
1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения
В современных условиях одной из основных целей любого ориентированного на экспорт предприятия является обеспечение устойчивой конкурентоспособности производимой продукции как на внешнем, так и на внутреннем рын-ках.
Достижение данной цели по
средствам решения определенных
задач дает возможность белорусским
предприятиям-экспортерам
В масштабах республики в
целом обеспечение
По мнению исследователей, конкурентоспособность - это наличие у произ-водимой продукции потребительских, ценовых и качественных характеристик, обеспечивающих ее успех на внутреннем и внешних рынках. Качество продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Роль и значение повышения конкурентоспособности путём повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
При этом важ-нейшими факторами, определяющими конкурентоспособность, следует назвать обеспечение соревновательности товаров по уровню издержек, производитель-ности и интенсивности труда - ценовую конкурентоспособность, а также кон-курентоспособность продукции по качественным и потребительским свойст-вам.
С середины 90-х гг. прошлого века по настоящее время в Беларуси начало нарастать отставание по величине издержек на производство экспортируемой продукции в целом и по величине удельных затрат, т.е. издержек на единицу выпускаемой продукции, в частности.
В настоящее время эти показатели в Бе-ларуси в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах, что, несомненно, отрица-тельно сказывается на ценовой конкурентоспособности экспортируемых бело-русских товаров.
Что касается второго важнейшего
фактора ценовой
Кроме того, на показатели производительности труда отрицательно сказыва-ется увеличение технического и технологического отставания, отсутствие сис-темы действенных мер стимулирования высоких показателей производительно-сти труда работников.
Сейчас производительность труда на многих предприятиях, экспортирующих впоследствии произведенную ими продукцию, в 2,5-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.
Следует отметить, что в качестве наиболее весомых также выступают техни-ческий и технологический факторы. По оценкам специалистов, по масштабам использования высоких технологий для производства Беларусь значительно от-стает от других стран, а показатели материало- и энергоемкости в ряде случае в 2-2,5 раза выше соответствующих затрат у зарубежных конкурентов на произ-водство аналогичной продукции.
На данный момент в Республике
Беларусь особая значимость стала придаваться
решению проблемы повышения