Повышение Конкурентоспособности и пути её решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров.

Файлы: 1 файл

Диплом Катюхи.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество  между отдельными лицами, заинтересованными  в достижении одной и той же цели.

Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение  спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию  товаров.

Конкуренция - это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла  надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в РФ, как и  во всех развитых странах в настоящее  время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий  момент важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

Данная работа является актуальной, так как повышение конкурентоспособности  организации позволит ей сохранить  и укрепить конкурентные позиции  на рынке,  опередить другие фирмы.

Исходя, из целей выпускной квалификационной работы требуется решить следующие задачи:

  •  рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
  • изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
  • провести анализ факторов предприятия;
  • предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО « Агентство путешествий и переводов ТВОЯ ПЛАНЕТА»

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью « Агентство путешествий и переводов ТВОЯ ПЛАНЕТА»

Предметом работы  является конкурентоспособность организации              « Агентство путешествий и переводов ТВОЯ ПЛАНЕТА»

 

При выполнении работы использованы следующие методы:

  • анализ научной и специальной литературы;
  • анализ интернет-источников;
  • прогнозирование;
  • сравнительный анализ конкурентов;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • STEP – анализ;
  • SWOT – анализ.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассмотрено понятия и сущность конкуренции и конкурентоспособности, а также изучены методики оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия  на основе его внутренней и внешней  среды, SWOT-анализа, анализа на основе модели сегментации рыночных сил М. Портера и STEP- анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИ

1.1 Сущность конкурентоспособности организации

 

В рыночной экономике фирмы  действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и  анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.

Конкуренция (от лат. concurrentia - столкновение, состязание) - это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкурентоспособность предприятия  - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [19, с. 303].

По-мнению Г.А. Яшевой, под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [38, с. 20].

Конкурентоспособность предприятия  определяется следующими факторами: качество продукции и услуг;

  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

Параметры, определяющие конкурентоспособность  организации:

  1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
  2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
  3. имидж предприятия - моральный капитал предприятия;
  4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
  5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
  6. инвестиционный потенциал;
  7. трудовые ресурсы;
  8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;

9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

Так же конкурентоспособность  организации предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами [6, с. 234].

Конкурентоспособность организации можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность организации получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать  производство, результаты которого  будут соответствовать ожиданиям  целевой группы потребителей  как наиболее полезного товара  по отношению цена-качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, после продажное обслуживание и т.д.).

3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать  и создавать условия для снижения  затрат на обеспечение факторами  производства-капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию  и удержанию технологического  производства над другими членами  отраслевого сообщества, что требует  своевременного обновления применяемых  технологий. Это может относиться  к производству, сбыту, управлению. 
 
6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие  высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие в организации производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями организации способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и других областях для усиления рыночных позиций организации. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций организации на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом плана.

Реализация перечисленных  качеств на продолжительном временном  интервале создаёт организации реальные преимущества над конкурентами в виде роста ее рыночной стоимости, укрепления ее торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов. [2, с. 75].

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

  • Конкурентное преимущество высокого порядка;
  • Конкурентное преимущество низкого порядка.

Конкурентное преимущество высокого порядка - более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала [19, с. 221].

Конкурентное преимущество низкого порядка - менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в  виде следующей классификационной  структуры:

  • конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах - оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
  • конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
  • конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
  • конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
  • конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
  • конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на географических факторах - выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
  • конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
  • конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

Информация о работе Повышение Конкурентоспособности и пути её решения