Формирование пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг, предоставляемых ОАО «Красноярскнефтепродукт» филиал Восточный

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Оглавление

Введение

1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров

1.1. Основные понятия конкурентоспособности продукции

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения

2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО БРТ

2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия

2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов

2.3. Интернет в маркетинговой деятельности предприятия

3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО БРТ

3.1. Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества

3.2. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости

3.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём совершенствования каналов товародвижения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 148.05 Кб (Скачать)

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно  худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Главным фактором ценовой  и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров  и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие  факторы, как качество товаров и  услуг и их цена. Ее мы рассмотрим в следующем параграфе данной работы.

Следует отметить, что в сфере маркетинга принято  выде-лять три вида

конкуренции:

- предметную;

- видовую;

- функциональную (см. рис. 1).

Рисунок 1. Виды конкуренции

Примечание. Источник [8, с.65, рис.10.1]

Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворе-нии конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция более характерна для слу-чаев массовых продаж, то для персональной продажи доро-гостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Для выработки подобной стратегии  следует начать с быс-трого теста оценки конкурентов.

Видовая конкуренция возникает при удовлетворении по-требности покупателя однообразными товарами, различаю-щимися существенными характеристиками (например, авто-мобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает но-выми характеристиками.

Предметная конкуренция возникает при предложении по-купателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид кон-куренции для производящих и посреднических фирм.

Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения).

Таким образом, при предметной конкуренции на рынке соперничают  между собой товары, полученные из конкретного основного продукта лишь с добавлением различ-ной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.

Конечная цель любой фирмы -- победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро-вана?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его  привлека-тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль-ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на-чинаются именно здесь[10].

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не-которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку-рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по-казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков од-нозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связа-ны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия-ми приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важ-ных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями  и огра-ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове-ку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ-ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку-пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комп-лекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать осо-бенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате-риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не-развитой аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок характеризуется «своим»  покупате-лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно  и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми-ном, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и так-тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон-курентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычис-лить для себя и для конкурента, а потом победить.

Прежде всего -- это философия  работы в условиях рынка, ориентированная  на:

- понимание нужд потребителя  и тенденции их развития;

- знание поведения и  возможностей конкурентов;

- знание состояния и  тенденций развития рынка;

- знание окружающей среды  и ее тенденций;

- умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель  предпочел его товару конкурента.

Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

- качество товаров и  услуг;

- цена товаров и услуг;

- уровень квалификации  персонала и менеджмента;

- технологический уровень  производства;

- доступность источников  финансирования [11].

Анализу перечисленных критериев  посвящается следующий параграф дипломной работы.

1.2. Факторы, определяющие  конкурентоспособность товаров  и услуг

Качество товаров и  услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество - главная  характеристика товара. Это способность  фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое  требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар  должен удовлетворять потребности  потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

- физические: технические  параметры, вкус, вес, прочность,  форма, цвет, запах;

- эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

- символические: статус, престиж, класс;

- дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность [12].

При разработке марочного  товара производитель должен при-нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе-вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество - это расчетная  способность марочного товара выполнять  свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его  надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик  поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих  покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и  потребителей и фирм. Некоторые фирмы  уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще  очень много.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его  производства также является не столько  технической проблемой, сколько  организационно-управленческой. На рынке  присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению  систем управления качеством.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг является цена.

Цена товаров и услуг. Цена - денежное выражение стоимости  товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что  цены устанавливали покупатели и  продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

1. Совокупные издержки  производства;

2. Затраты общественного  труда;

3. Качество товара;

4. Функции и свойства  товара;

5. Квалификация персонала;

6. Технологический уровень  производства;

7. Налоговое законодательство  страны;

8. Затраты, связанные с  транспортировкой и хранением  товара;

9. Затраты, связанные с  арендой помещений для реализации  товара;

10. Упаковка товара;

11. Известность фирмы;

12. Уровень сервисного  и гарантийного обслуживания;

13. Маркетинговая деятельность  фирмы;

14. Спрос и предложение  на данную продукцию;

15. Торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования  фирме предстоит решить, каких  именно целей она стремится достичь  с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно про-думаны, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия цено-образования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При-мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за-воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее [13].

1. Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности кли-ентов. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.

2. Максимизация текущей  прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси-мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь-ное возмещение затрат.

3. Завоевание лидерства  по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по по-казателям доли рынка, они идут на максимально возможное сни-жение цен [14].

4. Завоевание лидерства  по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

Следующий фактор, оказывающий  большое влияние на конкурентоспособность  товаров и услуг - это уровень  квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала  и менеджмента. Высокий уровень  базового образования позволяет  специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и  обретать навыки, необходимые для  работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала  является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности  продукции предприятий.

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении  конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение  квалификации существующих управляющих  и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой  и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать  в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие  серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

Более реальным способом решения  проблемы квалификации менеджмента  является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия  не имеет возможности оставить предприятие  на длительный период времени; базовый  уровень образования руководителей  предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко  осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий  может осуществляться преимущественно  двумя способами:

Информация о работе Формирование пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг, предоставляемых ОАО «Красноярскнефтепродукт» филиал Восточный