Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:56, дипломная работа
Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурен-тоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров
1.1. Основные понятия конкурентоспособности продукции
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
1.4. Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения
2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов
2.3. Интернет в маркетинговой деятельности предприятия
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО БРТ
3.1. Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества
3.2. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости
3.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции путём совершенствования каналов товародвижения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
К незаконным методам неценовой
конкуренции относятся
Главным фактором ценовой
и неценовой конкуренции
Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выде-лять три вида
конкуренции:
- предметную;
- видовую;
- функциональную (см. рис. 1).
Рисунок 1. Виды конкуренции
Примечание. Источник [8, с.65, рис.10.1]
Функциональная конкуренция возникает при удовлетворе-нии конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.
Если предметная конкуренция более характерна для слу-чаев массовых продаж, то для персональной продажи доро-гостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.
Для выработки подобной стратегии следует начать с быс-трого теста оценки конкурентов.
Видовая конкуренция возникает при удовлетворении по-требности покупателя однообразными товарами, различаю-щимися существенными характеристиками (например, авто-мобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает но-выми характеристиками.
Предметная конкуренция возника
Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения).
Таким образом, при предметной конкуренции на рынке соперничают между собой товары, полученные из конкретного основного продукта лишь с добавлением различ-ной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.
Конечная цель любой фирмы -- победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро-вана?
Обычно под
Большинство новичков сосредотачивается
на параметрах товара и затем для
оценки конкурентоспособности
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важ-ных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ-ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку-пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комп-лекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать осо-бенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате-риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не-развитой аудитории.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупате-лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми-ном, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и так-тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон-курентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычис-лить для себя и для конкурента, а потом победить.
Прежде всего -- это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой
товар и так довести его
до потребителя, чтобы
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
- качество товаров и услуг;
- цена товаров и услуг;
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- доступность источников финансирования [11].
Анализу перечисленных критериев посвящается следующий параграф дипломной работы.
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Качество товаров и
услуг. Товар может стать
Различают качества товара:
- физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
- эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
- символические: статус, престиж, класс;
- дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность [12].
При разработке марочного товара производитель должен при-нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе-вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.
Качество - это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена.
Цена товаров и услуг. Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
1. Совокупные издержки производства;
2. Затраты общественного труда;
3. Качество товара;
4. Функции и свойства товара;
5. Квалификация персонала;
6. Технологический уровень производства;
7. Налоговое законодательство страны;
8. Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
9. Затраты, связанные с
арендой помещений для
10. Упаковка товара;
11. Известность фирмы;
12. Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
13. Маркетинговая деятельность фирмы;
14. Спрос и предложение на данную продукцию;
15. Торговая наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно про-думаны, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия цено-образования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При-мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за-воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее [13].
1. Обеспечение выживаемости. Обес
2. Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси-мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь-ное возмещение затрат.
3. Завоевание лидерства
по показателям доли рынка. Дру
4. Завоевание лидерства
по показателям качества товара
Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг - это уровень квалификации персонала и менеджмента.
Уровень квалификации персонала
и менеджмента. Высокий уровень
базового образования позволяет
специалистам предприятий быстро обучаться,
осваивать новые профессии и
обретать навыки, необходимые для
работы в условиях рынка. Таким образом,
наличие квалифицированного персонала
является существенным преимуществом,
способствующим обеспечению
Уровень квалификации менеджмента
играет наиболее важную роль в обеспечении
конкурентоспособности
Более реальным способом решения
проблемы квалификации менеджмента
является переподготовка существующих
управляющих и создание механизмов
естественной ротации кадров, несмотря
на то, что это более эволюционный
и длительный процесс. При этом необходимо
учитывать следующие