Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Инмарко». Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие качества продукции;
- рассмотреть показатели, характеризующие качество продукции;
- выявить факторы, влияющие на качество продукции;
- рассмотреть методы управления качеством продукции;
- понять сущность и назначение конкурентоспособности продукции;
- дать характеристику ЗАО «Инмарко»;
- оценить качество и конкурентоспособность продукции ЗАО «Инмарко».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. 1 Понятие качества продукции. Показатели, характеризующие качество продукции.
Факторы, влияющие на качество продукции.
Методы управления качеством продукции
1.4 Сущность и назначение конкурентоспособности продукции.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Характеристика ЗАО «Инмарко».
2.2 Оценка качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Инмарко»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Качество и конкурентоспособность продукции на примере ЗАО Инмарко (1).docx

— 57.93 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1 Понятие качества продукции. Показатели, характеризующие качество продукции.

    1. Факторы, влияющие на качество продукции.
    2. Методы управления качеством продукции

1.4 Сущность и назначение конкурентоспособности продукции.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Характеристика ЗАО «Инмарко».

2.2 Оценка качества и конкурентоспособности  продукции ЗАО «Инмарко»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  качества и конкурентоспособности  на современном этапе является актуальной, т. к. для любого предприятия, как  частного, так и государственного, важное значение имеет прибыль от реализации выпускаемой продукции, а так же спрос на нее. Поэтому  подробное изучение таких понятий  как конкурентоспособность и  качество продукции, а также методы их оценок, помогут предприятиям сделать  анализ выпускаемой продукции, определить отклонения в качестве, оценить положение  данной продукции на рынке, по отношению  к конкурентной продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции  ЗАО «Инмарко». Для достижения этой цели, необходимо решить следующие  задачи:

- дать  понятие качества продукции;

- рассмотреть  показатели, характеризующие качество  продукции;

- выявить  факторы, влияющие на качество  продукции;

- рассмотреть  методы управления качеством  продукции;

- понять  сущность и назначение конкурентоспособности  продукции;

- дать  характеристику ЗАО «Инмарко»;

- оценить  качество и конкурентоспособность  продукции ЗАО «Инмарко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

 

1. 1 Понятие качества продукции. Показатели, характеризующие качество продукции.

 

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом ГОСТ 15467-79 "Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины  и определения".

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество  может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более  прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с  каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в  стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень  качества".

Однако  любой документ или эталон узаконивает  определенную совокупность свойств  лишь на какой-то период времени, а потребности  непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической  документацией, рискует выпускать  ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и  международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Количественная  характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может  служить ее производительность.

Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции  и условий ее применения могут  использоваться как все, так и  некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в  течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна  для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность  является самым основным показателем  качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность  до разрушения или другого предельного  состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять  свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для  пищевой продукции.

Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели  стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся  на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем больше стандартных  и унифицированных деталей в  изделии, тем лучше как для  производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических  свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и  т.д.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  изделия для транспортировки  различным транспортом без нарушения  его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния  вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при  хранении, эксплуатации или потреблении  продукции, например, содержание вредных  примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Итак, качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия  и поэтому ему необходимо уделять  постоянное внимание. Заниматься качеством  должны все – от директора предприятия  до конкретного исполнителя любой  операции.

 

 

 

  1. 2 Факторы, влияющие на качество продукции.

 

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более  качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Организационные факторы связаны  с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы  в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию  и т.д.

Все эти факторы связаны между  собой и влияют на качество продукции.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

 

 

 

 

 

 

 

  1. 3 Методы управления качеством продукции

 

 

Согласно ГОСТ 15467-79 уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Согласно ГОСТ 2.116 - 84 базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Установлению базовых образцов предшествует определение цели оценки, в зависимости от которой применяются  разные группы базовых образцов.

При оценке уровня качества разрабатываемой продукции за базовые принимают перспективные образцы, характеризующиеся прогнозируемой совокупностью реально достижимых показателей качества в будущем периоде. Это может быть гипотетическое изделие, в котором при его разработке получили бы техническое воплощение на современном этапе развития все известные достижения науки и техники. Таким образом, результат сравнения параметров гипотетического и разрабатываемого изделий характеризует степень реализованности параметров гипотетического образца в разрабатываемом изделии.

При оценке выпускаемой продукции за базовый образец принимают продукцию, показатели качества которой соответствуют мировому уровню или лучшим отечественным образцам.

Выбор базовых образцов производится соответствующими отраслевыми НИИ, центральными и головными КБ, головными  и базовыми организациями по стандартизации.

Уровень качества продукции, оцениваемый  по совокупности показателей, в которую  не входят экономические, называется техническим  уровнем качества продукции. Когда учитываются и экономические показатели, то говорят о технико-экономическом уровне качества продукции.

Для оценки уровня качества продукции  используются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:

 
   

    (1)

или 
   

    (2)

где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; P- значение i-го показателя качества базового образца.

Формула (1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

Формула (2) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).

Если оцениваемая продукция  имеет все относительные показатели качества K>=1, то ее уровень качества выше или равен базовому; если все K<1, то ниже.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции