Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Инмарко». Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие качества продукции;
- рассмотреть показатели, характеризующие качество продукции;
- выявить факторы, влияющие на качество продукции;
- рассмотреть методы управления качеством продукции;
- понять сущность и назначение конкурентоспособности продукции;
- дать характеристику ЗАО «Инмарко»;
- оценить качество и конкурентоспособность продукции ЗАО «Инмарко».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. 1 Понятие качества продукции. Показатели, характеризующие качество продукции.
Факторы, влияющие на качество продукции.
Методы управления качеством продукции
1.4 Сущность и назначение конкурентоспособности продукции.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Характеристика ЗАО «Инмарко».
2.2 Оценка качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Инмарко»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Качество и конкурентоспособность продукции на примере ЗАО Инмарко (1).docx

— 57.93 Кб (Скачать)

Возможны случаи, когда часть  значений K>=1, часть K<1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.

Если относительные показатели первой группы и большая часть  относительных показателей второй группы больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой  продукции не ниже базового.

Если для первой группы часть  значений Ki ><1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.

Ограничение для применения дифференциального  метода оценки уровня качества состоит  в трудности принятия решения  по значениям многих единичных показателей  качества.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.

При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного  показателя качества оцениваемой продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.

 

 

        (3)

Вся сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Существуют различные варианты метода.

1. Когда можно выделить главный  показатель, характеризующий основное  назначение изделия или продукта, и установить функциональную  зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей: 
   

    (4)

где n-число единичных показателей; Pi-i-й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.

Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в  т.ч. и экспертным.

Главным показателем может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость и др.

В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося  на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или  потребление.

2. В тех случаях, когда невозможно  построить функциональную зависимость,  исходя из основного назначения  продукции, применяют взвешенные  среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель  вычисляется по формуле:   

    (5)

где mi-коэффициент весомости i-го показателя.

При этом должно соблюдаться условие    

    (6)

Коэффициенты весомости mустанавливаются отраслевыми НИИ на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.

Дифференциальный и комплексный  методы оценки уровня качества продукции  не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей  широкую номенклатуру показателей  качества, с помощью дифференциального  метода практически невозможно сделать  обобщающий вывод, а использование  только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все  значимые свойства оцениваемой продукции.

В этих случаях оценку уровня качества производят смешанным методом, использующим единичные и комплексные показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.

 

 

 

 

  1. 4 Сущность и назначение конкурентоспособности продукции.

 

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над  спросом, каждый товар (и стоящие  за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Конкурентоспособность товара – это степень реального  удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  товара является относительной величиной  и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов  по степени соответствия их характеристик  требованиям конкретного потребителя  на данном рынке.

Понимание того, что скрывается за словом «конкурентоспособность»  еще не устоялось. Распространенным является подход к конкурентоспособности  как комплексу потребительских  свойств товара безотносительно  к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность  ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности  обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.

Если  подойти к определению конкурентоспособности  товаров через их цены, которая  исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские  и меновые свойства. Различие таких  свойств у конкурирующих изделий  должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность  этих товаров по отношению друг к  другу.

Чтобы выявить  сущность категории «конкурентоспособность»  продукции прежде всего необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться  с точки зрения потребителей.

При выборе товара потребитель ориентируется  только на те его особенности, которые  представляют для него существенный интерес. Во-первых, это параметры, в  которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в  наибольшей степени соответствующего потребностям, связанными с его покупкой и с издержками по эксплуатации товара в период срока его службы.

Наибольшее  признание среди товаров, предназначенных  для удовлетворения определенных общественных потребностей, получает тот, который  более полно ей соответствует  по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей  товарной массы, обеспечивает успех  в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар  был конкурентоспособен.

Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством  данного товара состоят из двух статей:

- расходов  на покупку (продажная цена);

- расходов, связанных с затратами на эксплуатацию  изделия в период срока его  службы (ремонт, уход, технологическое  обслуживание, покупка запасных  частей, энергопотребление и др.) В целом же общая сумма этих  расходов выступает для потребителя  в качестве цены удовлетворения  потребности (цены потребления).

Уровень цены потребления представляется для  покупателя составным элементом  конкурентоспособности товара и  зависит, прежде всего, от потребительских  свойств конкретного изделия.

Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим  положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий  сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто  расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий  существенно превышают продажную  цену.

Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени  соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект и минимальную цену потребления. Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.

Помимо  требований к товару, выдвигаемых  каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров  к их выполнению. Это нормативные  параметры, которые устанавливаются: действующими международными и региональными  стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей  данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить  только конкурентоспособное предприятие, а для такого предприятия нужны  определенные условия, характеризуемые  как конкурентоспособность страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимостей давно замечена и внимательно  изучается в маркетинге.

Таким образом, конкурентоспособность с точки  зрения потребителя – это более  высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление  при их соответствии требованиям  определенного сегмента. Сточки зрения производителя конкурентоспособность  продукции – это достижение безусловной  рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

2.1 Характеристика ЗАО «Инмарко».

Инмарко — крупнейшая российская компания по производству мороженого и замороженных продуктов. Лидер  продаж мороженого в России. Головное предприятие компании находится  в Омске.

Компания «Инмарко» была зарегистрирована 23 февраля 1993 года. История такого названия точно неизвестна.

В 1993 году компания обратила взор на заграничный  товар, причем не на привычные стаканчики или брикеты, а на сложное мороженое  типа льдов или с шоколадно-ореховым наполнителем. В России это было в новинку, отечественные хладокомбинаты занимали нишу народного дешевого продукта. «Инмарко» ввозила вафельные  рожки и эскимо из Польши, Дании, Англии, Швеции, Испании, сотрудничала с компаниями Coral, Augusto, ISCO, Menorquina, «Фридерикс». Но базовый ассортимент оставался  датским и польским. Датский премиального сегмента, польский эконом-класса.

В 1994 году компания закупила в Дании  первые морозильные камеры и перенесла  продажу с лотков на киоски. Чтобы  выделятся, киоски делали шестигранные, но киоски такой формы было неудобно использовать, поэтому от них быстро отказались.

В середине 90-х годов в России изменились таможенные платежи. Ситуация сложилась таким образом, что  дешевле было открыть свое производство, чем продолжать ввозить мороженое  из за рубежа.

В 1996 году в поселке Элитное Новосибирской  области появилась первая фабрика  «Инмарко» мощностью 5 тыс. т. Предприятие  строили датчане из Frisco. Продукцию  и упаковку разрабатывало специально созданное подразделение. Рекламой в то время компания не занималась, считая, что рекламой будет сама упаковка, которая выделялась необычным  ярким дизайном.

Помимо оптовой торговли и реализации через киоски, компания стала поставлять продукцию в магазины. Примерно через  год, существующих мощностей фабрики  стало не хватать. Встал вопрос о  расширении, но на базе Новосибирского предприятия это было невозможно из за ограниченной территории. В 1997 году на аукционе Инмарко приобрела государственный  пакет акций фабрики в Омске. Фабрика нуждалась в модернизации, компания пускала на это всю свою прибыль. Модернизацией занимались те же специалисты из Дании и Германии.

В 1998—1999 годах, после финансового  кризиса, с российского рынка  уходят иностранные производители  мороженого, и их место занимает компания Инмарко. Ассортимент продукции  существенно расширяется, компания продвигает свою продукцию в центральные  регионы.

В 2002 году Инмарко создает сеть официальных дистрибьютеров в Сибири, на Урале и в центральной части  России. Количество собственных киосков  в Новосибирске и Омске достигает 330. В том же году компания стала  лидером на рынке мороженого в  России продав за год 27145 т.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции