Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке, определение рыночных позиций фирмы и на этой основе - разработка рекомендаций по повышению ее конкурентоспособности.
Объектом исследования является рынок алкогольной продукции Казахстана. Предметом исследования выступает конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем рынке.
В
последние два десятилетия
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Одним из основных составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность выпускаемой на предприятии продукции.
Конкуренция сегодня – это борьба между производителями за конкретного потребителя. Конкурентоспособность товара, традиционно трактуемая как характеристика, отражающая его отличие от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности или как способность продукции отвечать требованиям рынка, в современных условиях определяется по иному. Основное внимание теперь уделяется показателям качества продукции и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции, что в современных условиях становится главным условием успеха производителя на рынке. В условиях, когда производители предлагают примерно одинаковую по качеству продукцию при незначительных различиях в цене, основным фактором, который приведет к успеху компанию, становятся методы и приемы воздействия на потребителя.
Концепция
обеспечения
Актуальность рассмотрения темы «Пути повышения конкурентоспособности продукции» будет неизменной, пока на рынке товаров и услуг будут фигурировать различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха товара. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации. Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Конкурентоспособность
предприятий обуславливает
Повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий создает основу для вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Целью данной курсовой работы является исследование основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке, определение рыночных позиций фирмы и на этой основе - разработка рекомендаций по повышению ее конкурентоспособности.
Объектом исследования является рынок алкогольной продукции Казахстана. Предметом исследования выступает конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем рынке.
Исследование выполнено на основе данных Агентства РК по статистике и данных отчетности ТОО «Нур».
Таким
образом, результатом исследования
является подробное освещение теоретических
и практических вопросов оценки конкурентоспособности
продукции, а также предложенные на
их основе практические рекомендации
по повышению эффективности работы предприятия.
1
Теоретико-методологические
аспекты оценки конкурентоспособности
продукции
1.1
Понятие и сущность
конкурентоспособности
продукции
Развитие в Казахстане рыночных отношений в сфере производства и реализации товара, коренной переворот в курсе развития страны наложили свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности. На сегодняшнем этапе развития казахстанского общества наиболее значимой многие считают экономическую составляющую любой жизненной концепции. Экономическая сфера, являясь системообразующей, оказывает наибольшее влияние на все остальные области человеческой деятельности. В результате произошло распространение применения экономических категорий и понятий на многие другие области.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции». Рассмотрение вопроса в данной плоскости может помочь ответить на ряд вопросов.
В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе, присутствуют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка [1].
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Так, в учебнике «Маркетинг» под редакцией А.Н.Романова предлагается следующее определение конкурентоспособности [2]: «...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».
Словари дают следующие толкования этого слова:
1)
«...конкурентоспособность
2)
«...конкурентоспособность
По нашему мнению, все эти определения имеют один общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: «качество/цена потребления».
Конкурентоспособность
— важнейшая особенность товаров-конкурентов,
базирующаяся на определенных принципах
(рис. 1).
Рисунок
1. Принципы конкурентоспособности товаров
Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.
Относительность
конкурентоспособности
Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею — для других [5].
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
Количественной
мерой конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или фирме, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. Во всяком случае, в ходе уже давно длящихся дискуссий по поводу определения национальной конкурентоспособности единые подходы так и не были выработаны, хотя международная экономическая конкуренция становится все острее и, стало быть, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов все возрастает. Необходимость активизации научных исследований по проблемам межстрановых конкурентных преимуществ несомненна, несмотря на то, что решение проблем макроконкурентоспособности отличается особой сложностью, обусловленной масштабностью и многосторонностью самого предмета рассмотрения.
Несомненно,
что конкурентоспособность
Рассмотрение
вопроса развития теории количественной
оценки уровня конкурентоспособности
будет незаконченным без описания показателей
и факторов конкурентоспособности продукции.
1.2
Показатели и факторы,
определяющие
товаров
и услуг
Обеспечение
конкурентоспособности
Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара – формирование системы показателей, определяющих конкурентоспособность. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рис. 2).
Исходным
пунктом формирования конкурентоспособности
продукции предприятия является
ее качество — «совокупность свойств,
признаков продукции, обусловливающих
их способность удовлетворять потребности
и запросы людей, соответствовать своему
назначению и предъявляемым требованиям.
Качество определяется мерой соответствия
товаров, работ, услуг условиям и требованиям
стандартов, договоров, контрактов, запросов
потребителей» [7].
Рисунок
2. Механизм формирования конкурентоспособности
продукции
К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей: