Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке, определение рыночных позиций фирмы и на этой основе - разработка рекомендаций по повышению ее конкурентоспособности.
Объектом исследования является рынок алкогольной продукции Казахстана. Предметом исследования выступает конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем рынке.
О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 — стоимость страхования;
С11 — стоимость утилизации.
Далее рассчитывается показатель конкурентоспособности (К):
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Определяется уровень конкурентоспособности как относительный показатель, отражающий отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления. Однако ранее отмечалось, что не все товары обладают ею (например, многие продукты питания).
2
Оценка конкурентоспособности
продукции ТОО
«Нур»
2.1
Развитие рынка
алкогольной продукции
в Республике Казахстан
Среди
множества продуктов
За годы независимости производство алкогольных напитков в Казахстане прошло через сложную эволюцию, которую сегодня можно оценивать с разных позиций. Экономика, рынок, технологии, политические коллизии в отрасли (а политика здесь присутствовала всегда), наконец, культура и традиции пития – все это очень сильно изменилось за последнее десятилетие. Один из результатов – Казахстан стал видным производителем качественных алкогольных напитков не только в СНГ, но и на всем континенте.
Динамика
розничного товарооборота алкогольных
напитков (рис.5) свидетельствует о значительном
росте. За период с 2004 по 2010 год розничный
товарооборот увеличился более чем в два
раза. В то же время в общей структуре розничного
товарооборота доля на реализацию алкогольной
продукции сократилась с 5,9% в 2004 г. до 4,0%
в 2010 г.
Рисунок 5. Розничный товарооборот алкогольных напитков
в Республике
Казахстан, млрд.тенге
Исторически Казахстан не был крупным производителем алкоголя, хотя, будучи зерновой житницей СССР, имел для этого все возможности. До перестройки в республике было 13 ликеро-водочных заводов и четыре спиртзавода, причем два из них – Усть-Каменогорский и Джамбулский – объединяли производство спирта и водки, а два – Айдаболский и Талгарский – специализировались только на выпуске спирта. Таким образом, всего отрасль насчитывала 15 предприятий. Ассортимент водок, которые делали эти заводы, не превышал традиционных 5–6 наименований: «Русская», «Столичная», «Пшеничная», «Посольская», «Экстра». В общей сложности, эти предприятия обеспечивали не более 55 процентов общей потребности рынка Казахстана. Все остальное завозилось из Украины и России.
Общее
производство алкогольной продукции
в Казахстане с 2004 г по 2010 г. увеличилось
на 87,7% (рис.6). [13]
Рисунок
6. Динамика производства алкогольной
продукции в РК
Динамика
производства алкогольной продукции
(табл.2) характеризует тенденцию снижения
производства алкогольных напитков, таких
как водка и ликероводочные изделия, этиловый
спирт и вина, и увеличения производства
коньяка, пива.
Таблица 2
Производство алкогольной продукции в РК, тыс.литров [13]
Виды алкогольной продукции | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Спирт этиловый | 42453,3 | 38957,1 | 36315,1 | 18428,5 | 18168,9 | 28405,3 | 27491,2 |
Водка и ЛВИ | 48396,0 | 51892,0 | 62757,7 | 29379,1 | 33345,1 | 56984 | 54767,3 |
Коньяк | 678,2 | 1042,3 | 1262,8 | 2213,3 | 2797,2 | 5430,8 | 6278,1 |
Вино | 46093,3 | 41031,8 | 45693,8 | 39300,1 | 40352,1 | 52869,3 | 36794,9 |
Пиво | 135678,0 | 173189,1 | 201956,6 | 234846,4 | 278041,4 | 323470,9 | 363838,8 |
Итого | 273298,8 | 306112,3 | 347986 | 324167,4 | 372704,7 | 467160,3 | 489170,3 |
Изменилась
структура производства алкогольной
продукции (рис.7). Так, доля производства
пива увеличилась с 49,6% до 79,7%, коньяка
с 0,2% до 1,2%; соответственно снизилась доля
производства спирта с 15,5% до 5,4%, водки
и ликероводочной продукции с 17,7% до 9,8%,
вина с 16,9% до 4%.
Рисунок
7. Структура производства алкогольной
продукции в Казахстане
В Казахстане имеется 17 предприятий по производству этилового спирта. Наиболее крупными из них являются Айдабульский, Талгарский спиртозаводы, ТОО “БМ”, АО “Арай”, “Семей Су” и ТОО “Бастау”. Спиртовое производство в основном сосредоточено в г Алматы (42,6%) и Алматинской области (44,5%).
Производством водки и ликероводочных изделий в Казахстане занимается 78 предприятий: АО “Адиль”, ТОО “Сагжан”, АО “Тараз”, АО “АЛВЗ” и др. Преимущественно производство водки и ЛВИ сосредоточено в Актюбинской области – 37,2%, Акмолинской области – 22,5%, в г.Алматы и Алматинской области – 19,1%. Обстановка в отрасли осложняется тем, что на рынке существует много суррогатной, фальсифицированной продукции.
По производству вина в стране действует 46 заводов первичного и вторичного виноделия, кроме того, 39 водочных заводов имеют лицензию на розлив винодельческой продукции. Основные казахстанские производители вин - АО "Бахус", АО "Винзавод Казахстан", ТОО "Винзавод "Дионис" и ТОО ТПК "Зергер" (винзавод "Семиречье"), АО “Иссык”, АО “Семей Су”, компании «Голд Продукт», "Vincom", "Капланбек".
На протяжении нескольких последних десятилетий ситуация на казахстанском алкогольном рынке остается напряженной. Сохраняется достаточно высокий уровень потребления алкоголя, сопоставимый в абсолютных показателях с уровнем потребления в странах – лидерах этого рынка. Однако в нашей стране это обстоятельство усугубляется следующей спецификой структуры и форм потребления.
По данным исследования компании TNS Gallup Media Asia (табл. 3) в 2010 году по сравнению с 2009 годом среди населения Казахстана увеличилось потребление таких крепких алкогольных напитков, как текила (на 16,7%), коньяк / бренди (на 2,8%) и виски (на 2,1%), потребление вина уменьшилось на 3,3%, шампанского – на 1,6%, в тоже время увеличилось потребление слабоалкогольных напитков. [14]
Среди
потребителей вина наблюдается следующая
тенденция: 48,0% потребителей ориентируются
на 2-3 определенные марки, 32,8% потребителей
покупают вино "как получится". Приверженцами
одного определенного брэнда являются
12,8% казахстанцев - потребителей вина.
Ориентируясь на качество и цену, потребители
данного продукта разделились следующим
образом: 75,9% казахстанцев выбирают качество,
а 17,2% казахстанцев при покупке ориентируются
на цену.
Таблица 3
Потребление алкогольных напитков в Казахстане среди потребителей алкогольной продукции, 2009-2010гг. [14]
Алкогольные напитки | Потребление, % | ||
2009 | 2010 | Прирост к 2009г., % | |
Текила | 2.4 | 2.8 | 16.7 |
Ром | 2.1 | 2.4 | 14.3 |
Джин | 3.3 | 3.7 | 12.1 |
Вермут | 5.8 | 6.1 | 5.2 |
Коньяк / брэнди | 42.9 | 44.1 | 2.8 |
Виски | 4.7 | 4.8 | 2.1 |
Пиво | 79.1 | 80.7 | 2.0 |
Водка | 78.0 | 77.9 | -0.1 |
Шампанское и др. игристые вина | 51.4 | 50.6 | -1.6 |
Ликер | 7.1 | 6.9 | -2.8 |
Вино | 63.6 | 61.5 | -3.3 |
На
рынке Казахстана происходит активное
перегруппирование критериев
Таблица 4
Распределение потребительских предпочтений по видам вин
Виды вин | Предпочтения
потребителей, % |
Красное полусладкое | 44,8 |
Красное сухое, полусухое | 38,7 |
Белое сухое, полусухое | 27,8 |
Красное сладкое (десертное) | 27,1 |
Белое полусладкое | 18,9 |
Портвейны | 17,3 |
Белое сладкое (десертное) | 7,6 |
Розовое | 5,4 |
Мадера | 3,0 |
Херес | 2,5 |
Сложившаяся картина предпочтений вина по производителям показывает, что доля потребителей отечественных вин является подавляющей. 52,6% потребителей вина предпочитают этот вид спиртных напитков, произведенных на заводе "Бахус". По-прежнему высока доля потребителей молдавских и грузинских вин - 42,8% и 24,3% соответственно. В то время как популярные ранее болгарские и венгерские вина (16,2% и 9,9% соответственно) вынуждены уступить свои позиции казахстанским производителям: "Семей Су", "Wimpex", винзаводам "Иссык", "Семиречье", "Казахстан"
Рост популярности у казахстанцев качественных виноградных вин обусловлен не только материальными возможностями, но и фактором престижности. Среди молодежи и людей среднего возраста все более модным становится умение разбираться в марках вина, знание вкусовых качеств вина и правил винопития. Сегодня буквально на глазах формируется поколение с более высокой культурой потребления алкогольных напитков.
Анализ потребительских предпочтений казахстанцев выявил следующее: