Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке, определение рыночных позиций фирмы и на этой основе - разработка рекомендаций по повышению ее конкурентоспособности.
Объектом исследования является рынок алкогольной продукции Казахстана. Предметом исследования выступает конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем рынке.
Одним
из представителей отечественного бизнеса
по производству алкогольной продукции
является ТОО «Нур». Рассмотрим его характеристику
и основные показатели его деятельности
в следующем параграфе курсовой работы.
2.2
Общая характеристика
и анализ деятельности
ТОО «Нур»
В Казахстане виноделие зародилось в начале 50-х годов. Развивалось оно достаточно успешно и имело неплохие перспективы. Для становления отрасли широко использовался опыт Грузии, Молдовы, Украины. И, конечно, благоприятные климатические условия для выращивания винограда и на юге, и в предгорьях Заилийского Алатау. Развитию виноделия способствовала специализация. Например, в Алма-Атинской области выращивался виноград для шампанских и натуральных вин, в Чимкентской - для десертных и сладких и т. д.
История винзавода ТОО «НУР» не столь давняя, началась она в послевоенные годы с колхоза имени Чкалова с 1945 года.
В 1950 году на заводе появился первый конвейер по разливу вина. В эти годы винзавод колхоза имени Чкалова перерабатывал до 200 тонн винограда. Площадь виноградников составляла около 100 га. В 1958 году был поставлен второй конвейер. Таким образом, в 60-ые годы винзавод был в числе сравнительно крупных, по тем масштабам, механизированных предприятий первичного и вторичного производства винодельческой продукции.
1965 год для винзавода явился
переломным годом дальнейшего
бурного роста, как по
После 1965 года коренной реконструкции завод не подвергался. Но проводилась замена оборудования, приобреталась новая техника. Производство продукции увеличивалось из года в год. В 1971 году руководством завода было принято решение о строительстве нового винзавода с целью производства в дальнейшем игристых розовых и красных вин. Однако несколько десятилетий успешного развития было прервано антиалкогольной компанией 1985-1990 годов. Результаты таких непродуманных шагов сильно ударили по производству виноводочных изделий. Срубались виноградники, свертывались производства, предприятия переходили на выпуск соков, лимонадов, сиропов, минеральной воды и другой безалкогольной продукции.
Но, несмотря на все эти отрицательные моменты, благодаря консер-ватизму тогдашнего руководства, удалось сохранить производственные мощности, хотя объем производства пришлось сократить. В этот период были разработаны и внедрены в производство безалкогольные коктейли. В год выпускалось до четырех миллионов бутылок, что позволило сохранить трудовой коллектив и даже вести реконструкцию виноградных плантаций, тогда как многие винодельческие предприятия были разрушены, и велось уничтожение площадей виноградников.
После
1990 года винзавод резко увеличил объем
переработки винограда. Было приобретено
большое количество емкостей. В 1996 году
завершено строительство
На сегодняшний день, не являясь самым крупным предприятием города, как по численности, так и по объему продукции, винзавод, вместе с молокозаводом и плодоперерабатывающим заводом, является градообразующим предприятием, которое реально перечисляет деньги в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, предприятие выполняет еще и важную социально-экономическую функцию.
На ТОО «НУР» процесс производства вина включат два основных этапа:
На сегодняшний день ТОО «Винзавод «НУР» выпускает около 20 наименований различной винной продукции. В действительности же мощности завода позволяют значительно увеличить ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции.
Всю
выпускаемую продукцию
Данные о производстве продукции представлены в таблице 5.
Таблица 5
Объем производства продукции ТОО «НУР»
Наименование продукции | Объем производства, тыс.л | Темп роста, % | |
2009 | 2010 | ||
1. Виноматериалы | 2170 | 3330 | 153,5 |
2. Вино виноградное марочное, всего | 880 | 800 | 90,9 |
в т.ч.
- «Ркацители»
- «Талас» - «Саперави» - «Семиреченское» |
120
200 140 420 |
150
210 110 330 |
125
105 78,6 78,6 |
3. Вина газированные, всего | 2150 | 1450 | 67,4 |
в т.ч.
- «Очарование»
- «Малика» - «Белая ночь» - «Южная ночь» |
470
630 320 730 |
330
490 290 340 |
70,2
77,8 50,8 46,6 |
ИТОГО | 5200 | 5580 | 107,3 |
В 2010 году объем выпускаемой продукции увеличился на 380 тыс.л или на 7,3%, что непосредственно связано с увеличением производства виноматериалов для АО «Бахус» на 53,5%. При этом сократилось производство марочных вин на 80 тыс.литров или на 9,1% и газированных вин на 700 тыс.л или на 32,6%. Произошедшие изменения непосредственно отразились на структуре ассортимента продукции (рис.8).
Рисунок
8. Структура выпускаемой продукции ТОО
«Нур»
Это связано с тем, что на рынке вин имеется жесткая конкуренция, и предприятию сложно удерживать свои рыночные позиции, хотя продукция у него достаточно качественная. А виноматериалы у завода закупают предприятия вторичного виноделия, в частности АО «Бахус».
Основным рынком сбыта для винных продуктов, производимых винзаводом ТОО «НУР» является рынок Южно-Казахстанской области (доля продаж 25%), куда поставляются готовые вина, кроме того поставки осуществляются и в другие географические регионы Казахстана: Караганду (15%), Семей (7%), Алматы - 53% от оборота, в основном виноматериалы и частично готовая продукция (рис.9).
Рисунок
9. Структура рынка сбыта продукции ТОО
«НУР»
Следует заметить, что потребители виноградного вина являются сильносегментированным рынком, поэтому предприятию необходимо предлагать рынку широкий ассортимент продукции по ценам, дифференцированным по рыночным сегментам.
Производство
вина является материалоемким. Данные
себестоимости продукции по тихим
винам за 2010 год приведены в таблице
6.
Таблица 6
Фактическая себестоимость тихих вин в 2010 году (на единицу продукции)
№ п/п | Вид расходов | Сумма,
тенге |
Удельный
вес, % |
1 | Виноматериалы | 46,72 | 29,3 |
2 | Электроэнергия | 1,04 | 0,7 |
3 | З/плата с отчислениями производственных рабочих | 8,32 | 5,2 |
4 | Пробка корковая | 12,00 | 7,5 |
5 | Вода | 0,72 | 0,5 |
6 | Амортизация | 2,40 | 1,5 |
7 | Этикетка | 15,00 | 9,4 |
8 | Фильтр-картон | 3,00 | 1,9 |
9 | Кальцинированная сода | 0,12 | 0,1 |
10 | Колпачки | 10,00 | 6,3 |
11 | Винная посуда | 30,00 | 18,8 |
12 | Накладные расходы | 30,00 | 18,8 |
Итого себестоимость единицы продукции | 159,32 | 100,0 | |
Прибыль | 49,78 | ||
Цена без НДС | 209,10 | ||
Акциз | 14,00 | ||
НДС | 37,18 | ||
Отпускная цена | 260,28 |
В
структуре себестоимости
Основную
часть активов ТОО «Нур»
Оптимальной
структурой источников формирования и
функционирования экономического потенциала,
т.е. соотношения собственных и заемных
средств определяется стабильность деятельности
предприятия. Общую оценку источникам
финансирования дает показатель соотношения
собственных и заемных средств. Более
67% имущества предприятия сформировано
за счет собственных средств. Это означает,
что на 1 тенге собственных средств приходится
0,492 тенге заемных средств, что свидетельствует
о достаточной независимости предприятия
от заемных средств.
Рисунок
10. Структура оборотных средств ТОО «Нур»
Положение
предприятие на рынке и его
финансовое состояние во многом определяется
конкурентоспособностью его продукции,
оценку которой мы дадим в следующем параграфе.
2.3
Анализ конкурентоспособности
продукции ТОО «Нур»
Анализ казахстанского алкогольного рынка показал, что потребители в большей степени отдают предпочтение крепким алкогольным напиткам (водка) и слабоалкогольным напиткам (пиво).
Доля винной продукции на казахстанском алкогольном рынке слишком мала (в 2010 году она составляла 4% производства всей алкогольной продукции) – абсолютными лидерами на нем остаются водка и пиво. Спрос на вино все так же хаотичен.
В данное время на рынке винной продукции существует около сотни отечественных предприятий, которые производят настоящее вино или «пытаются» его производить. Среди множества предприятий можно выделить следующие: АО «БАХУС», АО «GOLD PRODUKT», винзаводы: «ИССЫК», «ГИГАНТ», «СЕМИРЕЧЬЕ», «ДИОНИС». Все они – «гиганты винной индустрии» и основные конкуренты в борьбе за потребителя. ТОО «Винзавод «Нур», является небольшим предприятием, и, несмотря на качество производимой продукции, не может оказывать существенное влияние на положение дел в отрасли.
Анализируя ситуацию на рынке винной продукции, следует отметить, что конкурентами являются и зарубежные производители спиртных напитков. Их продукция почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток – высокие цены. Непосредственными конкурентами ТОО «Нур» будут предприятия Южно-Казахстанской области - АО «Молчанов и Кº» и агровинкомпания «Капланбек».
Доли
предприятий на рынке винной продукции
Южно-Казахстанской области распределились
следующим образом (рис.12): за период 2009-2010
гг. доля ТОО «Нур» увеличилась с 24,6% до
40,9%, доля АВК «Капланбек» осталась неизменной
- 49,9%, доля АО «Молчанов и Кº» уменьшилась
с 25,5% до 9,2%. Доля ТОО «Нур» на рынке вина
Казахстана несущественна: 9,8% в 2009 году
и 15,2% в 2010 году.
Рисунок
12. Доля предприятий по производству вина
в ЮКО
Если учитывать, что ТОО «Нур» сократило производство марочных вин, наращивая объемы производства виноматериалов для АО «Бахус», то с учетом конечной продукции доля ТОО «Нур» в 2009 году составляла – 14,3%, а в 2010 году – 16,5%. В ЮКО уменьшаются объемы производства марочных вин, произведенных из своего винограда. Местные виноделы продают виноматериалы на алматинские винзаводы, где южно-казахстанские вина разливаются под марками "Бахуса" и других фирм.
Чтобы
выявить потребительские
Исходя
из результатов проведенного исследования
на наш взгляд, наиболее значимыми качественными
параметрами виной продукции являются:
прозрачность и цвет, вкус и аромат, натуральность
сырья, регион выращивания и сорт винограда,
место и технология производства вина,
репутация производителя, оформление
бутылки, дизайн, этикетка. Следующим этапом
при оценке конкурентоспособности является
балльная оценка степени присутствия
параметра оценки в каждой продукции (табл.7).
Таблица 7
Влияние качественных параметров вин на конкурентоспособность продукции
Производитель винной продукции | Параметры | Средний балл | |||||||
прозрачность и цвет | вкус и аромат | натуральность
сырья |
регион выращивания и сорт вино-града | место производства вина | репутация производителя | оформление бутылки, дизайн | этикетка | ||
ТОО «Нур» | 8 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | 5 | 5 | 8,00 |
АВК «Капланбек» | 8 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8,97 |
АО «Молчанов и К» | 8 | 8 | 9 | 8 | 7 | 7 | 6 | 5 | 7,63 |
Коэффициент значимости параметра | 20 | 25 | 15 | 8 | 7 | 10 | 10 | 5 | 100 |